Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чему учат пословицы в буддизме?

БуддизмЗначение пословиц
Нурианна М.
  · 27,4 K
Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой, историей дизайна, философией, физикой...  · 14 февр 2021

Буддийская традиция богато наполнена поучительными историями, метафорами и сравнениями. Сам будда часто использовал метафоры, чтобы сместить привычную позицию мышления собеседника и раскрыть таким образом нужный смысл. То же делали и буддийские монахи. Особенно распространено это в традиции дзен, где метафора становится основой коана — вопроса или утверждения, помогающего раскрыть истину путём отказа от заурядной логики в пользу бесстрастного наблюдения реальности. Многие пословицы и поговорки, используемые нами, хорошо соответствуют буддийской философии и методам работы с умом. Вот примеры.

Переполненную чашку не наполнить.

Выражение означает, что прежде чем пытаться узнать что-то новое, нужно освободить ум от старых стереотипов мышления. Привязанности ума, пристрастия, привычки мешают раскрытию реальности, работают как искажающие фильтры. Поэтому, учиться новому легче тому, кто освобождается от старого наполнения ума.

Если струну перетянуть, она лопнет, если недотянуть, то не будет звучать.

Это притча о поиске буддой гармоничного срединного пути. Смысл в том, что польза находится посередине, а в крайностях только вред. Если человек морит себя излишними ограничениями, он себе вредит. Если человек балует себя излишествами, он тоже себе вредит. А гармония в том, чтобы пользоваться только необходимыми вещами, не отказываться от нужного и не копить лишнее.

Когда пальцем указывают на луну, нужно смотреть не на палец, а на луну.

Смысл высказывания в том, что при обучении важно правильное сосредоточение ума на истине, а не на формах, в которых истина разъясняется. Слова по природе ограничены. Слова существуют в сансаре, в иллюзии. Нирвана или реальность не описывается утвердительно с помощью слов. Слова могут помочь отказаться от ограничивающих вещей. Но раскрытие реальности происходит только в процессе её прямого переживания без слов или каких-либо других оформленных явлений.

Знал бы, где упадёшь, постелил бы солому.

Знакомая пословица, которая в буддийском варианте звучит так: Невозможно всю землю накрыть кожей, чтобы не поцарапать ступни. Проще надеть сандалии. Означает, что борьба с внешними обстоятельствами мира бессмысленна, так как внешних условий жизни слишком много. Правильным методом работы с внешними условиями является настройка собственного ума. Тренировка бесстрастного, спокойного отношения к явлениям. Когда человек сохраняет ум в осознанности и сосредоточенности, отказывается от ненависти, пристрастий и иллюзий, он как бы создаёт для себя защиту от любых беспокоящих явлений мира.

У каждого свои проблемы.

История о том, как у женщины умер ребёнок и она пришла к будде с просьбой воскресить его. Тот ответил, что может сделать лекарство, но нужны зёрна из дома, где живёт семья, в которой никто из родственников никогда не умирал. Женщина попыталась найти такой дом, но в итоге поняла, что в каждой семье кто-то когда-то умер. То есть, в мире нет ни одного человека, у которого бы не было опыта страдания из-за потери близких людей. В итоге эта женщина смирилась со смертью ребёнка и стала последовательницей будды.

В одну реку дважды не войдёшь.

Авторство фразы приписывают Платону и Гераклиту. Но иногда возникает подозрение: а не подслушали ли они её у будды. Ведь он часто сравнивал сознание с потоком реки, чтобы показать, что ум никогда не стоит на месте, что человек из прошлого не равен человеку настоящего и человеку будущего. Анитья или изменчивость, подвижность, дискретность — в буддизме это одно из трёх свойств всего существующего в сансаре. То есть, в мире иллюзий невозможно найти ничего неизменного, вечного, непрерывного. То же относится и к уму. Он существует как подвижный набор конструкций из элементов формы, восприятия, распознавания, мотивации, опыта. В каждый новый момент времени возникает новая конструкция из этих элементов.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Описание понятия кармы. Это действие причинно-следственных отношений. Если посадил семечко яблока, то вырастет яблоня, а не груша. Если сделал полезное дело, то и результат будет соответствующим. В буддизме карма связана с проявлениями воли. То есть, повлиять на изменение кармических последствий можно только повлияв на изменение своих формирователей воли. Есть притча на эту тему. Будда путешествовал с монахами по деревням. В первой деревне жители встретили их хорошо и радостно и принесли в подарок фрукты. Но так как монахи не нуждались в еде, будда вежливо отказался и не принял. И тогда жители разделили фрукты между собой, устроили праздник. Во второй деревне жители встретили путешественников с ненавистью, начали их оскорблять. Монахи забеспокоились. Но будда объяснил, что так же как в первой деревне отказались от фруктов, нужно и тут отказаться от принятия оскорблений. Оставить эту ненависть и беспокойства их хозяевам. Пусть хозяева ненависти сами поработают со своей ненавистью. Будда ещё сравнивал гнев и ненависть с горячим угольком из костра. Он говорил, что не получится кинуть уголь в другого человека и не обжечь свои руки. Так же и гнев и ненависть обжигают своего хозяина, заставляют его беспокоиться, причиняют ему вред. Но когда человек следит за своими делами, словами и мыслями, когда отказывается от ненависти, пристрастий и иллюзий, он создаёт пользу для будущего себя. Или по-другому говорят: очищает карму, предотвращает, нейтрализует беспокойства. В буддизме свобода от беспокойств — это главная цель, конечный результат пути к счастью.

Не надо отказываться от того, что доказало свою правоту, иначе можно выплеснуть чистую воду и зачерпнуть грязную.