Психоанализ всегда опирался на представление о психическом конфликте, и амбивалентность означает противоположность установок и чувств, особенно любви и ненависти, направленных на одиного и того же человека.
Мы рождаемся с определенными способностями к развитию, но незрелой психикой. Младенцы проделывают огромный путь от зачатка сознания к осознанию себя и мира. Цена, которую человечество платит за возможность иметь разум – это расщепление психики. С самого начала объекты не воспринимаются и не понимаются объективно, зачастую им приписываются ребенком неестественно хорошие или неестественно плохие свойства и качества. Постепенно ребенок в своей психике собирает воедино все это за счет того, что психика становится более зрелой и за счет вытеснения недопустимых вещей и смирения с тем, что объект неидеален.
Но до конца жизни расщепление присутствует в нас, а это значит что психика сохраняет себя, вытесняя недопустимые вещи. Например, когда кто-то говорит, что очень любит своего брата, но при этом с радостью его бы убил. И нам не хочется сталкиваться с этой идеей. Эту идею неприятия своих мыслей, в-первую очередь агрессивных, называют вытесненным. Из этого следует, что амбивалентность- чувство более явно или скрытое в бессознательном, присутствует в жизни каждого человека
Понятие амбивалентности заимствовано Фрейдом у Блейера, которые ввел это понятие, рассматривая амбивалентность с трех точек зрения: волевая амбивалентность, интеллектуальная амбивалентность и аффективная амбивалентность. Блейер считал амбивалентность одним из главных симптомов шизофрении, но новизна этого понятия сегодня в том, что это состояние встречается и у обычных людей, не страдающих серьезными психическими заболеваниями и обнаруживает себя в самых разных областях душевной жизни