Это врожденный человеческий навык, основанный на любопытстве и несогласии. Характеризуется способностью человека находить множество нестандартных идей для решения какой-либо ситуации.
Джой Пол Гилфорд* в 1951 году разделил продуктивное мышление на два класса: дивергентное и конвергентное. Конвергентное мышление — это мышление взрослого, выработанное за годы учебы и работы, чтобы решить задачу эффективно и быстро. Для получения оптимального решения большинство из нас «приучили» мыслить в одной плоскости, исключив спонтанность, изобретательность и свободу. Таким образом, мы перестаем использовать дивергентное мышление.
Согласно данным лонгитюдного теста (George Land & Beth Jarman, 1992), 98 % детей в возрасте от 3 до 5 лет применяют дивергентное мышление, но этот процент постепенно уменьшается и к 25 годам составляет не более 2 %.
В отличие от линейного мышления основой для креативного умственного процесса служит беглость, гибкость, проработанность и «мозаичность», при которой индивид может как собирать воедино объекты и явления по едва уловимым признакам, так и вычленять их из массы по принципу исключения. Использование разнообразных ассоциативных связей позволяет приходить к новым открытиям, теориям и изобретениям, поэтому важно в любой жизненный период уделять время развитию творческого потенциала. Для этого по мере взросления не прекращайте задавать себе вопросы, не бойтесь исследовать и ошибаться, заведите себе планер, в который вы будете записывать различные варианты достижения целей, прибегайте к мозговым штурмам (особенно: брейнрайтинг, синектика) и, конечно, работайте над своим ментальным здоровьем.
*психолог, известный своими исследованиями интеллекта, личности и когнитивных способностей
Могу посоветовать книгу. Хосефа Нина Либерманна писала потрясающую вещь: "Игривость: ее отношение к воображению и творчеству".
На самом деле настроение в креативном мышлении и открытый подход к жизни очень важен.