В чем суть пресловутой "Поправки о Боге"?
В преамбуле Конституции появилась фраза:
«Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».
Инициатор - Патриарх Кирилл. Его интерес понятен - хоть парой слов о Боге (с большой буквы) втесаться в основной закон страны и проложить мостик к "тысячелетней истории" безоговорочного доминирования РПЦ, как опоры трона.
Этот интерес полностью совпадает с интересом нынешних обитателей Кремля, тихой сапой протаскивающих "преемственность в развитии Российского государства" - очевидно, минуя советский период, ибо Конституция СССР не содержала ни пиететных упоминаний о "Боге", ни идеологической преемственности с царской Россией.
Есть в этой фразе и еще один, крайне важный, принципиальный аспект - попытка "приватизации" предков.
Извините, господа хорошие, но отцы и деды советского народа передали нам не "веру в Бога" и "преемственность" с самодержавием, а строки "Интернационала":
Никто не даст нам избавленья
- Ни бог, ни царь и не герой.Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой!
Это явно не те идеалы, что навязываются народу этой Конституцией.
Успокоительные утверждения зубров думского законотворчества, типа Крашенинникова, что это, мол, только преамбула, а в тексте статей ничего не изменится - откровенно лукавы.
Роль преамбулы исключительно велика, она как раз и генерирует смыслы - краеугольные принципы, которые потом детализируются в статьях. Не изменилось сегодня - изменится завтра, "... в соответствии с преамбулой ...".
.
Очень показательна история с преамбулой к действующей Конституции Латвии, принятой отдельно, в 2014 году:
https://www.rubaltic.ru/article/kultura-i-istoriya/20062014-satversme/
Не конкретные статьи конституции, а именно общие фразы преамбулы жестко закрепили в Латвии этнократический принцип построения государства: "Латвия - для латышей".
.
Так что привнесла измененная преамбула Конституции РФ?
Китайцы говорят: "Дорога в тысячу ли начинается с первого шага". Принятием всего-навсего одной фразы в преамбуле сделан шаг по возврату России в сословное общество (с наследным дворянством и прочими плюшками).
Известный лозунг Российской империи: "За Веру, Царя и Отечество" имел глубокий смысл. Церковь (носитель власти духовной), и царь (носитель власти светской) - два столпа, поддерживающие Отечество. Причем, носителем власти духовной в многоконфессиональной империи выступала именно РПЦ.
Власти постсоветской России продолжили ровно ту же политику.
При формальном отделении церкви от государства, в качестве высшей государственной награды был восстановлен "Орден Святого апостола Андрея Первозванного".
В Москве вновь был построен снесенный в 1931 году Храм Христа-Спасителя.
В Петербурге власти не побоялись возникшего скандала с передачей РПЦ знаменитого Исаакиевского Собора, давно ставшего памятником мировой культуры.
Иерархи РПЦ все настырнее лезут в различные аспекты жизни общества, не стесняются скандально высказываться по любым, общественно значимым, вопросам. А постоянные наезды на Ленина вообще за гранью.
Появление в Конституции именно слова "Бог" - довольно рискованный, спорный шаг еще и потому, что для многомиллионной армии мусульман России, по всем канонам, "Нет Бога, кроме Аллаха..." Но слова "Аллах" в Конституции нет.
Вот так, кропотливо, шаг за шагом, воссоздается приятная глазу власть имущих картина. Бог и Отечество у нас уже есть. Не хватает только Царя.
Но нет причин впадать в истерику. Бумажный закон ничего не стоит, когда на первый план (как сегодня во всем мире) выдвигается право силы.
В истории (даже совсем не давней) есть масса примеров, когда правящая элита, не церемонясь, грубо попирает ею же написанную Конституцию. Так было в СССР в декабре 1991г., в РСФСР в октябре 1993г., так было и на Украине в феврале 2014г. Стоит ли рассчитывать, что народ в ответ всегда будет исключительно законопослушен?
Дурные примеры, как известно, заразительны.
Лишь бы до теократической формы правления не дошли.
Эта поправка уравняет в моральных правах верующих и атеистов. Вера-это добровольное веление души. Предмет веры человека никем не будет осуждаться.