Первичном в широком смысле слова называем то что находится в начале – в основании всего (бытия, мира).
Для материалистов это есть то телесное и материальное из чего собственно и образуется мир. Словом, мир для них есть таким – каким доносят до/для нас – чувства, или так: подобные понятия (о мире) появляются т.с. при большом влиянии чувств.
Напротив, для идеалистов это нетелесное бытие что по своему субстрату (сущности) сродно с человеческой душой, духом. Таким образом, духовная сущность и составляет основу бытия. Как они (философы, теологи) мыслят: мир должен иметь свое начало из деятельного принципа коим должен быть некий мировой субъект (Первое, Единое, Бог) – со своими [перво]идеями, [перво]смыслами…
Поэтому идеалисты (в этом вопросе) не могут соглашаться с материалистами и прямо обвиняют своих оппонентов в противоречивости их теории, а потому и в несостоятельности.
Во-первых, – как можно знать о <материальном> бытии материи если оно вне нас, а то что имеется виду (под этим) есть всего лишь наша мысль, хотя и в форме понятия (о материи). Словом, мы к этой реальности не имеем непосредственного отношения, а потому как может говорить, что мы точно знаем о ней.
Во-вторых, – представим она существует <и непременно> в связи с пространством, то она состоит из частей, из множественного и потому не может быть истинно целым, т.е. единым. Таким же образом и мир не может быть единым.
В-третьих, – не могут объяснить из материи (коль она для них выступает первичной) – что такое дух, душа, сознание; говоря, что она есть свойство материального и вторичное никак не может соответствовать действительности, ибо как раз духовная сущность – источник всякой активности, деятельности (у Платона душа повелевает телом и т.п., а <всем> миром правит мировая Душа, для Аристотеля Душа «основа единства вещей», и опять же – и мира), а напротив материю называют пассивной, ибо находится опять-таки под властью духовного (нетелесного).