Диафрагма - это "дырка" в объективе через которое проходит свет. Это отверстие не фиксированное, а его можно изменять. Сделано это для изменения глубины резкости, контраста и для создания некоторых эффектов.
Сначала как связаны диафрагма и выдержка ( при неизменной ISO ). f/2 означает что диаметр этого отверстия в 2 раза меньше основного, через которое свет поступает на матрицу. Если мы зажмём его до f/8, т.е. диаметр отверстия стал в 8 раз меньше максимального или в 4 раза меньше первоначального ( f/2). Значит площадь через которое поступает свет уменьшилась в (8/2)^2. Т.е. выдержку на f/8 надо сделать в 16 раз длиннее чем на f/2.
Объективы бывают разные. Обычно самая светлая диафрагма считается f/1.4, но можно найти и редкий объективчик с f/1.2. Думаете что диафрагма должна быть всегда больше единицы. Не знаю как точно устроены, но существуют объективы с f/0.8. Самый светлый который встречался когда-либо в описании это f/0.5 переделанный из старого рентген-аппарата. Считается что светлее f/0.5 невозможно создать.
Глубина резкости. Предположим Вы снимаете на пленере портрет, сзади на 20 м находятся деревья. На f/1.8 лицо будет достаточно резким, а задний план размоет в кашу. Теперь зажмём до f/11. В таком случае не только лицо, но и в достаточной степени листва деревьев на заднем плане тоже будут резкими.
Контраст - при зажатии диафрагмы усиливается также контраст ( т.е. разница между более белым и более чёрным станет более заметна ). Если снимать в лесу на f/2.8 - снимок будет достаточно светлым. Если зажать до f/13 - тёмные места станут более заметны.
Эффекты. Если Вы снимете ночной пейзаж на f/2 получите красивое синее небо. Зажав до f/11 - небо станет чёрным. А теперь снимем не ночной, а дневной пейзаж - на f/2 получим некрасивое белёсое небо. А если зажать до f/13 в пасмурную погоду, небо станет уже неплохим, в солнечный день лучше зажимать ещё сильнее - до f/22.
Не все компании выпускают объективы, у которых можно зажимать диафрагму до f/22, а ограничиваются лишь до f/16. Но именно в диапазоне f/16-f/22 если снимать в солнечную погоду можно получить эффект похожий на приятный солнечный свет за 2-3 часа до заката.
Если Вы планируете снимать людей при не очень хорошем освещении, считаю что f/2.8 наилучшее для таких целей, а вот если используете вспышку, раскрывайте диафрагму на шире f/6.3, а лучше всего зажав до f/11-f/13.
И напоследок разберём Лучевой эффект : если снимаете ночной город и зажмёте диафрагму до f/6.3 ( или ещё сильнее ) - то у фонарей появятся лучики.
Это лишь некоторые приёмы работы с диафрагмой.