Я много размышлял на эту тему и каждый раз находил всё новые и новые применения человеческой Совести.
Я много слушал, читал, пытался додуматься, пока, наконец не понял, что моё мнение лишь мнение, одно из...
Тогда я обратился к святоотеческому учению и увидел в нём ответ.
Этот ответ для меня исчерпывающий, может быть и для Вас, если пожелаете...
Преподобный авва Дорофей:
О СОВЕСТИ
"Когда Бог сотворил человека, то Он вселил в него нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое. Это называется совестью, а она есть естественный закон.
Хранение совести разнообразно, ибо человек должен сохранять её в отношении к Богу, к ближнему и к вещам.
В отношении к Богу поступает по совести тот, кто не пренебрегает Его заповедями – даже в том, чего не видят люди и чего никто не требует от нас; он слушает совесть свою к Богу втайне. Например, обленился ли человек в молитве или страстный помысел вошёл в сердце его, а он не воспротивился ему и не сдержал себя, но принял этот помысел; также если кто-то, видя ближнего, как обыкновенно случается, осудил его – короче сказать, всё недоброе, что бывает втайне, чего никто не знает, кроме Бога и совести нашей, должны мы сознавать как грех и каяться; и это-то и есть хранение совести в отношении к Богу.
Хранение совести в отношении к ближнему требует, чтобы не делать ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего, делом или словом, или видом, или взглядом: ибо и видом, как я часто повторяю, даже и взглядом можно оскорбить брата.
Хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещью, не допускать ей портиться и не бросать её как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не нужно пренебрегать им, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на своё место. Также и в пище: иной может удовлетворить свою потребность малым количеством овощей, а он не хочет этого, но ищет другой пищи, вкуснейшей и лучшей, – это всё против совести."
Прежде чем давать ответ, стоит дать определение термину совесть.
Совесть не "нужна". У благородных людей она есть, у гопников тоже, но своя. Должно быть внутреннее чувство - что твоё или не твоё. Этому и надо следовать. Само определение "совести" невозможно, и определение нужды в неё невозможно, это околорелигиозное словоблудвсто.
Ваш вопрос сформулирован нелогично, ставить (и ожидать ответы) на вопросы приходят с возрастом, пока это эмоции.
Совесть - это сложная система, имеющая социальную подоплеку. Человек живёт в обществе, и в большинстве своем, он старается вписываться - так уж заведено в нашей природе, как фактор определяющий нашу стайную жизнь. Его поведение во многом регулируется моральным кодексом данного общества.
Есть видео на Youtube наупопера-антрополога Станислава Дробышевского, который говорит, что мораль возникла у приматов как способ организации более эффективной жизни в обществе. То есть, чем оно моральнее - тем дольше живут старики, тем счастливее детство детей, тем больше и богаче популяция, все друг другу помогают, оберегают детей, уважают стариков и прочее.
Совесть в данном случае действует как способ регулировки своего поведения для жизни в обществе. И когда мы стараемся вести себя морально и порядочно, и нас мучает совесть за наши нехорошие поступки, значит, мы стараемся для других.
А что такое гипноз , например? Я все же склонна считать человека биороботом . Он может сам себя запрограммировать на успех, на неудачу и даже на смерть. То же самое могут сделать с ним другие . Очень похоже на машину . Не на дрессированное животное ,а именно на робота . Совесть это программа, может быть программа саморазрушения , может улучшения , как ни странно все зависит от того есть ли она у большинства в нашем обществе .Если она есть у всех это огромное благо, а если только у части огромная подлость и вряд ли послужит благу всех в этом обществе. Скорее всего это мина замедленного действия , чтобы уничтожить отработанный материал.
Здравствуйте.
Совесть дана Богом человеку, чтобы он отличал добро от зла. Совесть оценивает дело человеческое и призывает его не делать зла или лжи. Когда человек поступает честно и по-доброму, совесть награждает его миром, а когда он лжет и творит зло, укоряет и даже мучает.
Если человек не верит в Бога, что ему сказать? Зачем нужен закон? Ну жили бы, как кому хочется. Крали бы, грабительствовали, предавали друг друга, насиловали, убивали и что? Сделали, так сделали. Нет! Так люди исчезнут с лица Земли. Закон предохраняет от этого.
Для той же цели существует воспитание и образование. С детства каждый приучается к различию добра и зла по мере возраста общества.
Совесть как память. Она повторяет уроки воспитания. Как родители и учителя требовали, награждали и наказывали, так и совесть делает.
Совесть - это внутренний закон. Он нужен для того же, что и внешний юридический закон - для охраны общества от личного произвола каждого человека.
Когда у человека спит совесть, не укоряет его за нарушения, приходится поступать с ним, как с ребенком: следить за ним, наказывать, лишать свободы и т. д.
Но все же без Бога совесть мало что может. Ведь в каждом обществе свои заблуждения. И, если бы совесть лишь повторяла то, что делают и требуют окружающие, никто не стремился бы к справедливости, к любви. Никто не видел бы общественных пороков или недостатков. Ведь общество было бы идеалом. Все пьют, а ты не пьешь! Это ты не такой, как все! Тебе надо подстраиваться под общество, а не обществу под тебя!
У человека неверующего совесть часто испытывает влияние общества и требования добра и правды размываются общественным примером. Совесть такого человека уже не видит добра и зла, как она должна видеть.
Человеку надобно жить церковной жизнью. Надо молитвой, послушанием Церкви, учению Евангельскому очищать и исправлять свою совесть. Ибо совесть, как и весь состав человеческий, помрачается грехом. Нужно почаще прибегать к исповеди, как к очистительному таинству. Тогда совесть будет исправляться и верно указывать человеку, что добро, а что зло.
А оправдывать эгоистов или пытаться найти личную выгоду от нравственности не праведно в принципе. Господь приемлет именно то, что человек делает без личной выгоды. Кто имеет выгоду от своих добрых дел, тот уже получает награду свою. А надобно жить в истине и любви, не ища здесь, на Земле, никакой награды. Тогда воздастся тебе на Небе, и в воскресение праведных. Ибо Господь наш Иисус Христос сказал: "так как Вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Евангелие от Матфея, глава 25).
Будем же жить для Бога и Его Истины, будем любить каждого человека, который есть образ Иисуса Христа, не взирая на награду и не ища славы у людей, и Господь помилует нас.
Помоги Господи!
Простой эволюционный механизм для лучшей жизни в социуме и взаимодействия с другими особями. Совесть понятие на самом деле не может быть запатентовано религией, так как "религия не создает нравственные правила и мораль, а лишь раскрывает то, что уже было заложено в нас эволюцией". Совесть как механизм, поддерживаемый чувствами, занимает определенную зону мозга. Читал когда-то статью, где было сказано что за зона, извините, что точно не назову. Т. е. это чисто нейрофизиологическая вещь. Определенные проявления социального сопереживания, чувства стыда есть у всех животных живущих в группе, не только у приматов. На вопрос "зачем?" можно ответить примерно так - это защитный механизм, позволяющий поддерживать устойчивые социальные связи между особями.
У меня более узкий вопрос.
Предположим, человек совершил плохой поступок, о котором никто не узнает. Например, спъяну поджег лес, или украл.
Почему человек переживает, даже сам может прийти с повинной:
вред принесён кому-то другому
поступок уже совершен
действия, типа возмещения ущерба или сдачи властям несут ущерб интересам "совестливого"
в ряде случаев возместить ущерб невозможно (заплати, пойди, за сожженный лес!)
Что это? Какой-то врожденный механизм альтруизма себе во вред (а совесть мучает, это дискомфорт)? Или это какая-то внутренняя работа, борьба линий поведения? Зачем человеку совесть, она же противоречит его интересам?