Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ, вводящий решение СНБО о невозможности прямых переговоров с Владимиром Путиным на фоне присоединения к России Херсонской и Запорожской областей, а также Донецкой и Луганской Народных Республик.
Мирные переговоры между делегациями России и Украины были прерваны в мае по инициативе Киева, причём в заявлении помощника Президента России и главы российской делегации Владимира Мединского было сказано, что текст мирного договора после встречи в Стамбуле был согласован на 75%.
Украинское руководство занимает расколотую позицию о будущем отношений с Россией: внештатный советник офиса Зеленского Алексей Арестович в интервью BBC
занял позицию голубя:
Я вам сейчас скажу очень непопулярную вещь, но как оно есть. Войны заканчиваются, а мы соседи - как ни крути. Все равно постепенно будут восстанавливаться культурные и экономические связи. Скорость и качество этого восстановления будет зависеть от того, будет ли там путинский режим или Россия будет либерализироваться. Если второе - то все это будет гораздо быстрее, а если будет Путин, то все будет происходить медленно и долго. Посмотрим. Но вы понимаете, что и семей, где отец из России, а мать из Украины или наоборот - миллионы.
Его коллега по цеху Михаил Подоляк, входящий в переговорную группу, в середине марта в интервью польской газете Wiadomości
занял ястребиную роль:
Я вообще не вижу. Нет возвращения к прошлому и разговоров о "братских народах". Мосты были взорваны. Мы создадим крепкую границу и будем относиться к России так же холодно, как того заслуживает страна, которая вторглась в наш дом, чтобы убить нас.
Но данное заявление я расцениваю к тому, что Европа никогда не увидит прочного мира, что приведёт к значительной вероятности нового вооружённого конфликта. Как известно, худой мир лучше хорошей войны, но обе стороны конфликта (Россия и Украина с поддержкой ЕС и США) никогда не согласятся на плохой мир по образцу Закавказья, Кореи, Индии и Пакистана - подписание двух Минских соглашений не привело к урегулированию конфликта на Донбассе. Об этом говорил и недавний премьер Британии Борис Джонсон - Украина не должна идти на худой мир с Россией даже ценой территориальных уступок.
В связи с этим вопрос мирного договора должен рассматриваться не переговорными группами во главе с Давидом Арахамией и Владимиром Мединским, а созывом мирной конференции с участием ведущих стран мира. Среди её участников будут не только Россия и Украина, но и Китай, Индия, США, Евросоюз (включая отдельно Польшу, Францию, Германию, Италию), Великобритания, Турция и многие другие.
Тем не менее, всё чаще звучат призывы о необходимости кардинальной перестройки архитектуры европейской безопасности: бывший канцлер Германии Ангела Меркель, несмотря на неодобрение СВО на Украине, решительно готова работать
над включением России в общеевропейскую архитектуру безопасности, даже если потребуется длительная выдержка за столом переговоров. Глобализация последних 30 лет сыграла немалую роль в повышении коллективной безопасности в мире - человечество в настоящее время больше всего за свою историю торгует между собой, обменивается информацией с очень высокой интенсивностью благодаря Интернету и т.д.
Кроме того, в немалой степени возникновению нынешнего конфликта способствовал разрыв торгово-экономических связей (в 2011 году товарооборот России и Украины превысил 50 миллиардов долларов, в 2013-ом около 40 миллиардов, в 2020-ом -
около 10 миллиардов), а также транспортного сообщения - с конца октября 2015 года отсутствует авиасообщение (3 апреля 2019 года Кабмин Украины
ввёл запрет на нерегулярное сообщение, кроме миссий ООН, ОБСЕ и Красного Креста), с марта 2020-го - железнодорожное и в 2021-ом Укрзализниця категорически отказывалась от восстановления сообщения с Россией, ссылаясь на пандемию COVID-19. Поэтому я считаю, что размер мирного договора должен быть более объёмным и касаться многих сфер взаимоотношений двух государств - кроме гарантий безопасности, отдельными пунктами должны стать восстановление дипломатических отношений на уровне посольств, разблокировка транспортных коммуникаций и снятие взаимных внешнеторговых ограничений: история знает, что излишний протекционизм в 1930-е годы
стал одной из предпосылок Второй мировой войны.Европа уже знала послевоенное урегулирование отношений бывших врагов: Франция и Германия после заключения Версальского договора, несмотря на глубокое взаимное недоверие, очень сильно работали над послевоенной нормализацией отношений: в 1925 году были заключены Локарнские договоры, объявившие незыблемость границ западноевропейских стран. Через девять лет на фоне прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера Франция предприняла попытки подписания восточного Локарно, который ставил бы гарантии государственных границ восточноевропейских государств (включая СССР, у которого были территориальные претензии к Румынии относительно Бессарабии)
Министры иностранных дел обеих стран Аристид Бриан и Густав Штреземан в 1926 году были удостоены Нобелевской премии мира за роль в заключении Локарнского пакта и дружественном диалоге Франции и Германии после многих лет недоверия. Через год её же были удостоены Фердинанд Бюиссон и Людвиг Квидде за подготовку общественного мнения обеих стран к мирному сотрудничеству, а также восстановление взаимопонимания французов и немцев.
Должен ли мирный договор России и Украины быть составлен так, чтобы от Атлантики до Урала был очень крепкий мир?