Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Идея произведения – это «основная мысль автора». Есть ли классификации, списки, подборки идей, используемых в литературе?

Вбиваю в поисковик "Идеи для произведения" и получаю: "Что, если вампиры существуют?"; "Что, если погаснет солнце?"; "Что, если греческие боги существуют в реальности?"; "Что, если окружающего мира не существует и все иллюзия?" и т.д., но это все темы, причем более подходящих для передач Рен-ТВ иже с ними.

Допустим, если следовать подобным "подборкам", идея произведения "Что, если клоны существуют?". Тогда все произведение (согласно определению "идея") должно сводится к технической возможности клонирования. Но это не фантастический роман (повесть, рассказ), а статья научно-популярного журнала выйдет. Идеей произведения должно быть что-то вроде: "Может ли клон быть человеком с моральной точки зрения" (или что-то похожее). С другой стороны заменим "клон" на "киборг с искусственным интеллектом", и ничего не поменяется. Выходит идея не в возможности клонирования, а в вопросе "Кто есть человек? Тот кто рожден, или тот кто мыслит и чувствует?".

Есть ли списки, классификации именно идей, чтобы можно было подобрать, если сам решил написать книгу, но не хочешь получить "графоманскую пустышку"? Конкретно про клонов не пишу, это для примера (тем более Филип Дик уже подобное писал).

Под свою тему (герои, события, повороты уже есть) идеи что-то не подбираются, а вообще без идеи может получится "графоманская пустышка".

Писательство
Анонимный вопрос
  · 2,3 K
Поэт, переводчик, литературный критик  · 6 авг 2021  · trepang.livejournal.com

То, о чем вы говорите, лучше назвать premise, исходный посыл. Перечисленные вами примеры — явно из области научной фантастики, причем больше всего они похожи на учебные упражнения или материал для фанфиков. Что будет, если Солнце погаснет? — Ну, очевидно, человечество вымрет или ему придется придумывать какой-то способ выживания. Между тем у произведения может быть множество привходящих тем, более глубоких, чем исходный сюжетный посыл. Историю с потуханием Солнца (и вообще гибелью Земли) или существованием античных богов можно развернуть очень по-разному, и. привходящими темами станут изобретательность человека и сострадание, ограниченность ресурсов и смысл существования, коррупция и благородство, неготовность ко встрече со сверхъестественным и вечность тех аспектов жизни, которые олицетворяют древние божества... Артур Кларк и Лю Цысинь, Торнтон Уайлдер и Виктор Пелевин работают с этими темами совершенно по-разному. И, может быть, в вашем случае, если вы не готовы работать с собственной идеей, можно попробовать набить руку на предлагаемых темах (необязательно писать сразу роман, начните с рассказа). А лучше все-таки подумать, что можно сделать с той темой, которая интересует лично вас, а не предложена вам интернетом. Поэкспериментировать, просчитать разные развития текста, не бояться зачеркивать и удалять.

Что касается каталогов тем, мотивов и сюжетов, да, они есть — от фольклорно-мифологических указателей до экспериментальной книги Plotto и огромной, ироничной и очень полезной энциклопедии TV Tropes.

1 эксперт согласен
Источники, указанные в ответе, содержат желаемые автором вопроса перечни идей.
Книги - больше, чем хобби. Книги для меня - образ жизни! Веду авторский канал о...  · 9 авг 2021
Сейчас существует великое множество «Тезаурусов» как в печатных изданиях, так и на разных сайтах и порталах для писателей. Так как я предпочитаю «бумагу», посоветую вам книгу, хоть и не совсем по теме вопроса, но вам как писателю точно пригодится: Ники Сегнит «Тезаурус эмоций. Руководство для писателей и сценаристов» от издательства Альпина Читать далее
Ваша Перепёлка 🕊 Ещё больше книжного (и не только) контента:Перейти на t.me/PerepelkaBooksLover
слесарь-электрик, ценитель резкости и краткости  · 10 авг 2021

Мне кажется, что "идея произведения", «основная мысль автора» - это условности, применимые разве что в просторечии, и совсем не обязательно в каждом авторе усматривать агитатора и глашатая, потому что наиболее интересные произведения чаще всего самими авторами остаются недопонятыми...

Я и сам знаю, что ничего не знаю.  · 9 авг 2021
Не то, чтобы идея, идея - это для рассказа. В книге должна быть сверхзадача - то, что автор хочет донести до читателя. Не просто сообщить информационно, сделать это интересно, в какой-то степени зашифровать, увлечь читателя расшифровкой метафор, гипербол и аналогий. Попутно основной сверхзадаче может быть много параллельных. А для этого должно быть много чего "донести"... Читать далее