Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли ответвление в буддизме, в котором нет веры в карму или перерождения?

РелигияБуддизм
Юрий Ветров
  · 811
Фуллстек-программист, изучаю буддизм Тхеравады.  · 7 авг 2022
Если и есть, то это будут довольно маргинальные ветви буддизма, в которых довольно мало собственно буддизма. Дело в том, что принцип каммы базируется на том, что 1. есть состояния ума благие, которые приносят счастье и неблагие из-за которых мы страдаем, 2. мы можем менять состояние нашего ума путём управления вниманием, и 3. эти состояния самовоспроводимы, т.е. укрепление привычки ориентирования внимания на выбор на благих состояний увеличивает число этих состояний и ведёт к дальнейшему укреплению этого ориентирования. Т.е. это краеугольный принцип обучаемости ума. 
Момент, который смущает современного чеовека, который заставляет его отказаться от концепции каммы - это момент смерти. Традиционно считается, что состояние ума, которое в живом организме переносится в следующий момент осознавания, так же переносится в следующий момент осознавания уже в новом живом организме (правда, состояние из погибщего тела в новое переходит не всё, а только самые базовые состояния ума). Для современного человека это трудно принять, так как такой переход не зафиксирован независимыми наблюдениями. Здесь придётся подключить момент веры, так как вера в эту концепцию, т.е. когда считаешь, что все твои усилия не кончатся в момент смерти, а помогут следующему человеку,  как предыдущий человек помог тебе, из-за чего ты в своей жизни познакомился с буддизмом и принципами правильной жизни, позволяет более надёжно обучать ум.
Я правильно понял, что после смерти моё базовое состояние ума, согласно буддизму будет принадлежать не мне, а уже... Читать дальше
@Юра Кот, вы этим вопросом поднимаете очень важный вопрос, что такое "мне". В целом да, но согласно буддизму, моё прежнее состояние ума принадлежит другому человеку уже в момент, когда я закончу писать этот комментарий, просто этот человек, обманутый протяжённостью памяти и незначительностью изменений, не заметит, что он появился и изчез, и вот на текст смотрит уже новый человек. При физической смерти изменения гораздо более значительные, поэтому новый человек не помнит происходившее ранее, у него в доступном опыте есть только часть жизни, которая оставила отпечаток на его тело (в теле развивается мозг, при помощи которого начинает функционировать память). Но при должных упражнениях, развивающих сосредоточение и качество ума, можно "отмотать" состояние ума, чтобы вспомнить то, что происходило до момента физической смерти - это вполне обыденная практика в монастырях Па Аука Саядо, известного бирманского монаха.
С точки зрения буддизма то, что мы называем "наше "я"", наш взгляд на события, которые делаются из определённой точки зрения, "я умру", "я перерожусь", "я грустный", "я неудачник", "я победитель" - это иллюзия, которая сформирована при помощи цепляния одного из процессов, происходящих в уме за некоторые другие процессы в уме (так называемые Пять совокупностей цепляния). Это такая самоподдерживающаяся галюцинация. Это было нужно для эволюционных задач, но согласно буддизму этот процесс цепляния является причиной нашего страдания, в глобальном смысле, и этот процесс цепляния надо полностью увидеть и вынуть из него своё внимание, начать относиться к нему просто как к процессу, который зависит от некоторых условий на входе.
Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой, историей дизайна, философией, физикой...  · 8 авг 2022
В буддизме под кармой и перевоплощениями понимаются отличающиеся от других религий (джайнизма, индуизма...) идеи. В буддизме в центр поставлен ум человека. Этот ум в нашем мире (в сансаре) существует в форме потока мгновенных явлений. Карма и перевоплощения в буддизме — это не предметы веры, а инструменты описания того, как существует беспокойный ум. Они работают... Читать далее
Психолог, научный консультант..  · 16 авг 2022
В учении основателя буддизма карма и перерождение не являются предметом буддизма, предмет буддизма в просветлении, они привнесены школами и трактовка, слияниями с другими религиями… вопрос задан не корректно, так как раз ответлвления от основного учения содержат веру в карму и перерождения…