Свой бизнес/агентство не рассматривается.
Когда-то и меня вела дорога фриланса, но потом мне предложили работать сначала инхаус, а потом и в агентстве. Интересно послушать чужой опыт работы на всех трех вариантах занятости.
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, поэтому стоит выбирать то, что ближе именно вам. Из личного опыта можно выделить следующее:
1) Фриланс
В плане заработка – самый неоднозначный, т.к. все зависит от человека. Кто-то готов работать 2-3 часа в день, а кто-то – по 12 и более. При этом многое зависит и от заказчиков. На начальном этапе заработок фрилансера-новичка очень низкий. С опытом и уверенностью в своих силах можно выйти на высокий доход.
В то же время фриланс является самым нестабильным в плане заработка. При работе напрямую все основано на доверии, через биржи – арбитраж (который часто становится на сторону заказчика). С другой стороны, от подобной нестабильности страдают и заказчики, поэтому не всегда стараются работать с фрилансерами. А если и хотят – то с целью сэкономить.
Развитие тоже зависит только от тебя самого. Одни выполняют те же однотипные задачи каждый раз, другие активно прокачивают себя. Без мотивации здесь никак.
Наконец, на фрилансе работать удобнее всего, т.к. ты сам решаешь, что делать (т.е. сам определяешь свой функционал). Аналогично и с ответственностью – не хочешь рисковать, не берешься за проект.
2) Агентство
Здесь средние заработки, в мелких агентствах специалисты сидят на проценте от проектов. Еще многое зависит от региона – заработок в агентствах Москвы, С-Пб и других регионов России может отличаться в разы.
Стабильность выше, чем на фрилансе. Но все зависит от конкретного агентства: возможно официальное трудоустройство с «белой» зарплатой, «серой» зарплатой или неофициальная работа.
В агентстве тебе придется развиваться, хочешь ты этого или нет – работа в команде требует этого. Плюс будет у кого учиться.
В агентстве ты не выбираешь, что делать. Более того, отсутствие четкого регламента часто приводит к тому, что ты выполняешь больше обязанностей, чем должен – даже если ты в этом некомпетентен (приходится учиться на лету). С другой стороны, ты ничем (кроме места работы) не рискуешь. Правда, зачастую в агентствах работают в команде, поэтому специалисты негласно несут ответственность друг за друга.
3) Инхаус
Заработок полноценного штатного сотрудника практически всегда выше, чем в остальных вариантах. При этом могут быть премии за выполнение KPI и другие бонусы от компании. Однако все упирается в твой опыт: если ты стажер или новичок, будешь зарабатывать мало, если опытный маркетолог – очень много. Конечно, в разрезе регионов.
Со стабильностью тоже лучше, т.к. в штат обычно оформляют «по белому». ТК РФ защищает сотрудника и гарантирует соц.пакет – отпуска, больничные и пр. Проще говоря, инхаус – самый стабильный вариант.
С профессиональным развитием ситуация неоднозначная. С плохими руководителями вам придется самостоятельно прокачивать себя, хорошие – организуют участие в форумах, конференциях, вкладывают деньги в развитие специалистов и пр. В результате ты либо прокачиваешь себя сам, как на фрилансе, либо развиваешься почти так же эффективно, как в агентстве.
При официальном трудоустройстве задачи часто определены должностной инструкцией. Конечно, на практике приходится заниматься и другими делами, но зона ответственности ограничена лишь твоими обязанностями.
Вывод из всего сказанного можно сделать такой:
Спасибо за ответ. Многое прояснилось лично для меня и моей дальнейшей карьеры)
Инхаус в моем понимании — это когда на стороне клиента в условном отделе рекламы, разве нет?