Во-первых, нет никакой индивидуальности. Вам могут больше нравится сериалы про ментов, но они от этого не станут лучше, чем "True detective". Есть хорошая литература, есть плохая. Внутри хорошей (как и внутри плохой) что-то может нравится, что-то нет-- но говорить, что Маринина (безусловно важнейший автор и да, безусловно, важнее Донцовой, которой не было бы без Марининой) и Саша Соколов птицы одного полета, как минимум безответственно. Посмотрите на миллиарды книг о Сталине, которыми завалены полки в магазинах, на книги от Соловьева (прости, Господи) и на нон-фикшн издательства Corpus, и скажите, что это все разные сорта одной субстанции (это просто смешное заявление).
Во-вторых, успехов в изучении истории по Дюма. Можете еще по Толстому. Вообще шик получится.
В-третьих, сегодня авторские права, деньги, boo hoo hoo. Толстой отправлял свои тексты заграницу раньше, чем отдавал издателю в Россию, потому что переводы-- единственный сколько-нибудь достойный заработок для писателя. Достоевский писал в долг. За рубежом все знают русскую литературу с Толстого, Достоевского, потому что Некрасов и Панаев превратили ее в бизнес, реабилитировав "Современник".
В-четвертых, успехов в изучении истории искусств по Ленину. Кстати, по нему тоже можно историю изучать. Дюма, Толстой, Ленин. Во история получится!
На сам вопрос.
Сейчас, как и всегда, это разделяют профессионалы. Критики. Но не те критики, которые на стихи.ру, а настоящие, профессионалы с образованием, которые разбираются в литературе. До сих пор существуют толстые журналы (прикиньте!), в которых печатается не только критика, но и романы по главам, стихи и так далее. Все это есть в журнальном зале.
Есть всякие обзоры от критиков на "Афише", вроде. Типа "10 книг на лето/осень/зиму/Новый год/весну". Их составляет шикарнейший критик Галина Юзефович (не знаю, как сейчас-- раньше она была).
Сейчас помимо критики существуют литературные премии. "Дебют", "Русский букер", "НОС", "Национальный бестселлер". Все они имею различную политику и выделяют разных авторов, но все они, вроде, достаточно вменяемы. По ним можно спокойно судить. Берете авторов из лонглиста за последние лет 10-- там все важные на сегодня авторы "высокой" литературы. Там тоже в жюри сидят знающие люди (как правило).
В XXI веке довольно сомнительно говорить о некоторой грани между какой-то фантомной "высокой литературой" и беллетристикой (нет, дело не в том, что "грань индивидуальна").
Другой вопрос, как читателю сориентироваться среди всего этого современного литературного процесса. Как очень верно заметил Никита, здесь очень помогают литературные премии: "Дебют", "Русский букер", "НОС" и пр.