Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Где заканчивается мифология и начинается философия?

ИсторияИскусство и культура+3
Дима Гричанюк
  · 4,5 K
студент-гуманитарий  · 12 окт 2015

Мифология расстворяется в философии во время так называемого досократовского периода античной философии, когда ее представители пытались критически проанализировать мифологическое наследие и формировали свои взгляды на устройство мира (космогонии). Парменид, к примеру, ратовал за приоритет рационального мышления перед обыденным. Постепенный отказ от мифологического восприятия мира можно проследить по развитию двух категорий - "начало" и "судьба". Если в древнейшей мифологии началом был тотем, в мифологии развитого матриархата (выделение человека из природы) - образ Матери-Земли, во время эпической мифологии патриархата (выделение индивида из рода) - безличное начало типа гомеровского Океана, то античная натурфилософия ввела субстанциальное начало космоса (из воды, огня, земли и т.д. в зависимости от философа).

Теперь к судьбе. Сначало это была мана (пронизывающая мир сверхъестественная сила, на которую можно воздействовать с помощью магии), потом при матриархате она трансформировалась в слепую силу "мойру" - абсолютну чуждую к человеку, слепую силу. При патриархате судьба превратилась в внутреобоснованную закономерность мира. Античная философия ввела закономерность как атрибут космоса и основу его гармонии.

В случае с развитием категории "судьбы" большую роль сыграло развитие самого общества и социальных отношений. В матриархате распределение имущества проводилось с помощью жребия (ср. с "мойрой"). В будущем греки начали определять права на пользование пастбищами с помощью обычаев ("nomos" как разумная судьба).

А уже при Сократе и после него философы обратили внимание на человека.

(см. статью "Античная философия" в Всемирной энциклопедии философии под ред. Грицанова)

а ка же тогда Лиотар и его метанарративы, которыеи в современном обществе определяют модели поведения, те же мифы... Читать дальше
Researcher, Institute of Physics, University of Tartu  · 12 окт 2015
Отвечу при помощи Гегеля: "....из нашей истории философии мифология должна быть исключена. Оправданием этого исключения является то соображение, что в философии нас интересуют не философемы вообще, не мысли содержащиеся лишь implicite в каком-нибудь сообщении, а мысли, которые обнаружились, и лишь постольку, поскольку они обнаружились, поскольку такое содержание религии... Читать далее
постойте, но в основе любой философии лежит какой-либо метанарратив (или метарассказ, у Лиотрара этот термин в... Читать дальше
Духовный учитель в традиции вайшнавизма  · 2 мар 2016
Философия начинается тогда, когда мы пытаемся применить к своей жизни великие истины, изложенные в форме мифов. Пока мы воспринимаем все эти истории - сказочные или реальные - как нечто, не имеющее к нам никакого отношения, они так и останутся мифами. Но если мы ищем в них ключ к событиям нашей жизни, к внутреннему смыслу всего того, что происходит с нами, мы начинаем... Читать далее
Как бы красив не был ваш ответ, но он неверен. "Применение древних истин, изложенных в мифах" есть ничто иное, как... Читать дальше
Биомусор в цветном пакете , эксперт в вопросах :"В интернете кто-то не прав ".  · 2 мая 2018
Для начала нужно разобраться в определениях.Миф-повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождение всего сущего, в основном,выраженное в историях о богах и героях. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация).Так как боги представляют собой идеальные общности - определенные сферы человеческой... Читать далее