Мифология расстворяется в философии во время так называемого досократовского периода античной философии, когда ее представители пытались критически проанализировать мифологическое наследие и формировали свои взгляды на устройство мира (космогонии). Парменид, к примеру, ратовал за приоритет рационального мышления перед обыденным. Постепенный отказ от мифологического восприятия мира можно проследить по развитию двух категорий - "начало" и "судьба". Если в древнейшей мифологии началом был тотем, в мифологии развитого матриархата (выделение человека из природы) - образ Матери-Земли, во время эпической мифологии патриархата (выделение индивида из рода) - безличное начало типа гомеровского Океана, то античная натурфилософия ввела субстанциальное начало космоса (из воды, огня, земли и т.д. в зависимости от философа).
Теперь к судьбе. Сначало это была мана (пронизывающая мир сверхъестественная сила, на которую можно воздействовать с помощью магии), потом при матриархате она трансформировалась в слепую силу "мойру" - абсолютну чуждую к человеку, слепую силу. При патриархате судьба превратилась в внутреобоснованную закономерность мира. Античная философия ввела закономерность как атрибут космоса и основу его гармонии.
В случае с развитием категории "судьбы" большую роль сыграло развитие самого общества и социальных отношений. В матриархате распределение имущества проводилось с помощью жребия (ср. с "мойрой"). В будущем греки начали определять права на пользование пастбищами с помощью обычаев ("nomos" как разумная судьба).
А уже при Сократе и после него философы обратили внимание на человека.
(см. статью "Античная философия" в Всемирной энциклопедии философии под ред. Грицанова)