Мой друг, художник-абстракционист, презрительно называет словом «дизайн» любые сознательные манипуляции с картиной: добавление уравновешивающей детали, продумывание композиции и колорита, исправление ошибки — короче, всё, что не является чистой экспрессией.
Это немного похоже на классификацию, введённую Карлом Густавом Юнгом, который различал искусство «шизоидное», когда художник просто пассивно пропускает через себя рвущийся из бессознательного контент (таковы, например, Джойс или Пикассо) — и «невротическое», когда художник ставит перед собою задачу и целенаправленно её решает (например, Шиллер).
Выходит, что дизайн — это искусство, только какое-то невротическое. То есть искусство, невротизируясь, становится дизайном.
Непрерывное переопределение каково-нибудь рода деятельности по линейке искусство/ремесло и есть вернейший признак современной идеи искусства. Начиная с эстетики классицизма.
В сущности вопрос не имеет смысла. Ни ремесленника ни художника в глобальном производстве XXI века нет.
Дизайн — это дизайн — иная дисциплина, пришедшая на замену ремеслу. Ставить рядом искусство, ремесло и дизайн можно только в хронологической последовательности, описывая историю развития человечества.