Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как эффективно вести личный бюджет?

Бизнес и менеджментФинансы+3
The Question
  · 16,5 K
Маркетолог  · 29 июн 2016

Универсальных советов нет. Можно лишь почитать разные советы, методики и адаптировать их под свои привычки и цели. Расскажу как веду бюджет я. Предупреждаю — довольно замороченно.

Я считаю, что никакие программы по учёту финансов не помогут экономить деньги. Как весы не помогают худеть. Контролировать вес они помогут, но нужно ещё постоянно на них вставать и, самое главное, следовать диете.

С финансами так же — нужно выработать привычку вносить все расходы (тут слилось большинство моих знакомых). Но даже если вносить — нужно что-то делать с результатами. А излишне подробная статистика может помешать, да и только напрягать — считать каждую потраченную копейку и чувствовать себя скупердяем не хочется. Несмотря на то, что деньги часто утекают как раз на мелочи, записывать что вы купили жвачку за 18 рублей или проехали на троллейбусе за 20, считаю лишним. Ну и банк собирает статистику по своим категориям. В супермаркет у вас попадут и продукты и соковыжималка, которую вы купили в Глобусе.

Я для себя модифицировал метод 4 конвертов. Сам метод заключается в следующем:

  1. По правилу «сначала заплати себе» с ежемесячного дохода откладываем в фонд своего будущего. Я назвал для себя это НЗ — неприкосновенный запас и отчисляю туда по 10% с зарплаты, премий и подработок.

  2. Откладываем на финансовые цели (машина, отпуск, ремонт). Тут же я копил «буфер» из 5 ежемесячных семейных расходов, на случай потери работы, болезни и пр. непредвиденных ситуаций. Особенно пригодится если доход исчезнет, а кредит за квартиру останется.

  3. Откладываем на все фиксированные расходы: кредит, квартплату, спортзал, телефон и интернет, благотворительность. Сюда же я отношу фонд подарков (под Новый год придётся достать сразу кучу денег, легче откладывать по чуть-чуть каждый месяц) и на одежду. Обновить разом гардероб тоже дорого, поэтому откладываем каждый месяц и используем по мере надобности. Здесь же держу категорию «непредвиденные расходы». Сюда или залезть в случае перерасхода по какой-то категории можно, или к врачу сходить, например. Может к вам родственники на выходные приедут и нужно будет их сводить в ресторан.

  4. Всё что осталось — ежедневные расходы на продукты, проезд и прочие мелочи, которые могут понадобиться каждый день. Их предлагается делить на 4 конверта — по неделям. Я делю их на 2 части, мне так комфортнее.

В рамках конверта тратите деньги как хотите и не учитываете каждую копейку. Самое важное — не лезть в другие конверты и категории расходов. Шиканули на этой неделе и потратили много на кафе, кино и пиццу — ужимайтесь. Наоборот осталось — перенесите в следующий конверт или прогуляйте в удовольствие.

В чём отличие от базовой методики 4 конвертов у меня? Больше фиксированных категорий. Я считаю расходы на развлечения (кино, кафе, роллы с доставкой) тоже фиксированными расходами и просто выделяю для себя эту категорию расходов вне конвертов. Всё, что можно заранее предсказать — выделяем в категорию.

Чтобы посчитать сколько нужно выделить как раз пригодится приложение, где месяц-два учитываем все траты, а потом смысл их считать, если они условно постоянные? Если объективно перестало хватать, например, цены на продукты выросли за год, пересматриваем бюджет.

Кажется, что такие расписанные категории загоняют в жуткие рамки. Наверно, для кого-то это так. Но если взять всю зарплату, мы же тоже в её рамках живём? А постоянные расходы всё равно постоянные. Не получится шикануть в кафе, а потом не заплатить за квартиру.

А вот из конвертов вы как раз тратите как хотите, и не считаете каждую купленную жвачку в приложении.

По сути, лучше точно знать, что у тебя есть 3000 на кафе каждый месяц, 5000 на отпуск (и ты понимаешь что можешь себе позволить в этом году) и т. д., чем занимать до зарплаты в конце месяца, потому что думал «ну а чё, я же неплохо зарабатываю!» Ты всегда понимаешь, что пару раз с друзьями ты можешь в бар сходить, потому что можешь себе позволить. А если все расходы в куче — непонятно хватит ли на продукты? Не дай бог, придётся лезть в буфер или занимать. Денег вроде было много, а всё равно не хватает и непонятно почему.

Чтобы было проще ориентироваться во всех категориях накоплений, удобно завести карточку, на которой можно заводить накопительные счета. Отдельно на каждом держите деньги по разным категориям: тут буфер, тут на ремонт, тут на отпуск, тут деньги на следующий месяц (да, круто когда с зарплаты у вас деньги идут не на текущие расходы, а на будущие — это ещё один буфер на всякий случай).

НЗ лучше держать на вкладе или использовать другие инструменты, чтобы деньги приумножали себя и сложный процент работал в полную силу.

Да, совсем забыл — расходы я учитываю в заметках эвернота. Просто копирую каждый месяц и ставлю галочки, что из... Читать дальше
Всем привет, я занимаюсь разработкой финансовых продуктов. Делюсь своими знаниями, опытом...  · 21 июл 2020
Мой путь к идеальному бюджету был достаточно долог и полон ошибок. Ведение бюджета это основа финансовой грамотности. Не имея карты, невозможно прийти в пункт назначения. Навык ведения бюджета необходимо освоить каждому, и лучше учиться на чужих ошибках! Первая моя ошибка была в том, что я вел бюджет в уме. Я считал, что все хорошо и трачу я меньше чем зарабатываю. Но... Читать далее
официальный аккаунт  · 27 июн 2016
Вы отлично знаете, зачем нужно откладывать. Сколько при этом вы накопили за последний год? Если вы довольны этой суммой, бросайте читать и напишите нам в комментарии, как вам это удалось. Если нет, читайте дальше. Мы часто не замечаем, что тратим больше, чем можем себе позволить. Часто экономим на больших покупках, но не замечаем мелкие траты. А мелкие траты — это... Читать далее

Тиньков х*йни не скажет

айтишник  · 28 июн 2016
В первую очередь нужно знать свои расходы. Вносить что-то в специальные приложения или таблицы вручную я пытался много раз, через неделю это мне надоедало. Поэтому сейчас я практически полностью отказался от использования налички и везде по возможности плачу картой. При этом все транзакции и суммы по категориям за месяц видны в интернет-банке.  Второй главный момент это... Читать далее
Студент за границей, фотограф, любитель комиксов  · 27 июн 2016
Лично я составляю отчет после каждого месяца - сколько денег и на что я потратила. Первое время было трудно укладываться в определенную сумму денег, некий месячный лимит, деньги постоянно "куда-то исчезали" Через пару-тройку месяцев стало намного проще, я уже четко понимала сколько и главное на что я трачу, как покупать все необходимое, но в то же время оставлять... Читать далее
Another hero, another mindless crime  · 28 июн 2016

Правило, которому учил нас учитель права - от любой полученной суммы, откладывать 10% и не тратить. Большие покупки следует планировать тщательно и заранее и, желательно, не прибегая к помощи накопленной суммы.

Творчество  · 28 июн 2016
Я для себя нашел хороший способ. Рекомендую скачать на мобильный телефон приложение и вносить туда все расходы. Сначала мне не очень это нравилось, потому что приложения были неудобными для меня и доставляли дискомфорт.  Там вы сможете посмотреть аналитику, создавать разные счета и статьи затрат, все как вам удобно. Приложений таких много, подберите такую, которая вам... Читать далее

Здравствуйте, подскажите название приложения которое используете, пожалуйста?

Автор телеграм-канала Moneyhack  · 24 апр 2018  ·
moneyhack
Давайте сразу договоримся: конечно же, вы не будете железно придерживаться этого плана. Это такой же миф, как "с нового года начну заниматься спортом и брошу курить". Не начнёте и не бросите. Но составить финансовый план все-таки нужно. Он вас хотя бы немного организует, поможет увидеть ошибки и перспективы и подтолкнёт взять больше ответственности за свою жизнь. Как... Читать далее
люблю путешествовать, читать, владею многими специальностями, работаю удаленно через...  · 28 авг 2016
В одном из похожих постов про сбережения, накопления и траты я уже писал, что недавно прочитал очень интересную книгу Дж. Клейсона «Самый богатый человек в Вавилоне», где подробно расписаны ваши шаги, как стать успешным и обеспеченным человеком. 10% в первую очередь вы должны откладывать и инвестировать эти деньги в "прирост". Это ваша личная сумма - никто не имеет... Читать далее