Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как и когда официальные религии признавали доказанные научные факты, опровергавшие их догмы?

ОбществоРелигия
Oleg Sidorenko
  · 4,8 K

"Догм, опровергнутых наукой", по сути нет, по крайней мере в христианстве.

Догматы вообще "не то, чем они кажутся". Догматы ("решения", "постановления" в переводе с византийского греческого) это авторитетные богословские высказывания по проблемам, которые - внимание, главное условие - перед тем много обсуждались, вызывали споры. Догматы призваны эти споры разрешить, выяснить правильный ответ (ортодоксию) и исключить неправильный (ересь). В этом смысле в священных книгах - не догматы: нужно еще, вдобавок, сообщество, которое хочет их понять, обсуждает и спорит. И в богословских текстах, даже авторитетных, тоже не обязательно догматы. Надо еще, чтобы (1) высказывание касалось темы ключевой, дискуссионной для своего сообщества, и (2) предложенный ответ стал общепринятым, обязательным.

Вопрос о "догмах, опровергнутых наукой" имеет смысл в том отношении, что и богословская догматика, и наука, - это, прежде всего, рациональные техники спора и аргументации, способы определять истину и опровергать ошибки; поэтому они, в принципе, могут "сталкиваться" и конкурировать. Вопрос только в том, могут ли они что-то опровергнуть не только “внутри себя”, но и одна другую. Чисто умозрительно, наверно, да, но на практике получается, что слишком разные проблемы и слишком разные способы опровержения. Как правило, вопросы, важные для естественных наук (форма Земли, структура ДНК, эфирный ветер и т. д.), почти никак не соотносятся с большими проблемами богословской догматики, и наоборот.

Для примера - догматы восточного (православного) христианства. Догматов в строгом смысле, решений вселенских соборов, относящихся к вопросам веры, совсем немного, они все наперечет: символы веры Никейского (325 года) и Константинопольского (381 года) соборов, догмат Халкидонского собора (451 года) о божественной и человеческой природах Христа, догмат Константинопольского собора (681 года) о двух волях и двух действиях во Христе, догмат Никейского собора (787 года) о почитании икон как образа, приводящего к первообразу. Из всех них научной проверке более-менее поддается утверждение из Символа веры об Иисусе как исторической личности ("Веруем... во единого Господа Иисуса Христа... распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна"). Наука его скорее подтверждает, спорившая с ним "мифологическая школа" XIX века давно потеряла популярность. Про остальные сложно даже представить, как их можно опровергнуть или подтвердить научными методами. То же самое с незаконченными догматическими спорами, например, с имяславскими в начале XX века: чем в них могут помочь естественные науки - непонятно.

Более реальны случаи, хотя исторически тоже редкие, когда христианская церковь отказывалась от каких-то догматических утверждений, официально принятых в предыдущий период, признавала их ошибочными. Так было, например, с монофелитским изложением веры 638 года императора Ираклия ("Экфезисом"), с иконоборческими догматами Иериийского собора 754 года. Все такие случаи разрешались в собственной богословской логике, к "научным опровержениям" отношения не имели.

Отрасль связи (телевидение и Интернет). Техник и юрист. Или наоборот, но не только.  · 13 мар 2017
На самом деле никакая церковь не любит признавать своих ошибок, поэтому они предпочитают делать вид, что никогда и не были против. Но всё-таки опровержения случались. В 1992 г. Ватикан в лице Иоанна Павла II официально признал гелиоцентрическую систему мира, и то в связи с тем, что надо было оправдаться за процесс над Галилео Галилеем. Этот понтифик признал ещё массу... Читать далее
Клинический фармаколог  · 18 авг 2015
Догматы (по крайней мере христианские) тем и хороши, что не имеют никакого отношения к наблюдаемым нами явлениям. С другой стороны, используя некоторые философские термины, догматы лежать в стороне от любой философской системы. И наконец, догматы парадоксально и символически описывают то, что по мнению верующий недоступно познанию и описанию. Догматы, конечно, менялись... Читать далее
Библеистика, апологетика, экзегетика, теология.  · 28 февр 2020
Постановка вопроса крайне не корректна. НЕ существует научных фактов. Факты просто существуют. А научными могут быть только их интерпретации, как близкие к истине, так и ложные. Так же и у религий. Ведь были случаи, когда весь научный мир называл идиотами тех, кто заявлял, что материки дрейфуют, а массса тела не постоянна и ... потерпели полное фиаско. Или в самой... Читать далее