Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как народные сказки становились общеизвестными, когда не было ни печати, ни быстрых средств связи, или народные сказки не такие уж народные?

ИсторияИскусство и культураНаука
Анастасия Подрабинек
  · 2,4 K
Поэт, переводчик, литературный критик  · 3 апр 2015  · trepang.livejournal.com

Быстрых средств связи не было, но для распространения фольклора вполне годились и медленные. Существуют бродячие сюжеты, восходящие к общим, архетипическим мифологемам. У многих народов эти сюжеты очень схожи. (Работы Юрия Березкина, например, прослеживают распространение древних мифов в Южной Америке.)

На протяжении многих поколений представители того или иного этноса рассказывают одни и те же истории, которые с годами подвергаются вариациям, но сохраняют мотивно-сюжетное ядро. Эти истории путешествуют вместе с людьми, и процесс этот по сравнению с нынешним распространением информации — очень медленный, зато и хорошо обеспечивающий сохранность (помните ли вы СМСку, присланную вам несколько дней назад, или какой-нибудь прикол с сайта, который просматривали полгода назад?)

Те сказки, которые мы слышали в детстве, — обработки сказок, записанных собирателями-фольклористами преимущественно в XIX веке. Нам повезло, что их записали: традиционный фольклор стремительно уходит в прошлое.

Редактор  · 3 апр 2015
Давным-давно далеко-далеко жили были исторические источники. Старшие источники, вещественные, были молчунами. Жили они в своем особом материальном мире и ни с кем не разговаривали. Средние источники, устные, любили внимание. Песни, сказки, легенды рассказывали мамы дочками, соседи собутыльникам, а бродячие артисты и вовсе таскали их из города в город. Младшие источники... Читать далее