Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как отучить ребенка грызть ногти?

МедицинаПедиатр
Анонимный вопрос
  · 1,8 K
На Кью задали 1 похожий вопрос
Специалист центра психотерапии "Алвиан" https://medalvian.ru/  · 17 мар 2020

По возможности создать ребенку условия, в которых он почувствует себя понятым и принятым. Важно любить ребенка просто за то, что он есть. Вне зависимости от его внешности, чистоты комнаты и отметок в школе.

Если своими силами справиться не получается, обратиться к специалисту
Невроз и неврологические реакции, к которым в том числе относятся навязчивые действия, — это компетенция невролога, психиатра и психиатра-психотерапевта. Лучше, чтобы ребенка осмотрел врач и, если нужно, прописал медикаменты.

Если рекомендации не работают или их сложно выполнять последовательно, спокойно и регулярно, стоит обратиться к детскому психологу. Психолог поможет найти причину навязчивых действия у ребенка и поможет грамотно выстроить поведение родителей.

Отчаянная домохозяйка))) Люблю готовить, общаться с друзьями и своих кошечек.  · 1 янв 2019
Расскажите ребенку про остриц, один из основных способов ими заразиться - грызть грязные ногти. Если грызет девочка, заинтересуйте ее красивым оформлением ноготков, познакомьте с простейшим маникюром, уходом за ногтями. Попробуйте переключать ребенка на другое занятие, когда увидите , что грызет ногти. Очень часто бывает что причина поедания ногтей кроется в неуверенно... Читать далее
Ответы на похожие вопросы
Как отучить ребенка грызть ногти? — 7 ответов, задан 
Журнал о родительстве.  · 20 нояб 2018  · chips-journal.ru

Что делать, если ребёнок грызёт ногти: отвечает психолог

Очень частый вопрос многих родителей: "Что делать, мой ребенок грызет ногти?" Подобные навязчивые действия обычно вызваны тревожным состоянием ребёнка. И, скорее всего, причина тревоги кроется в отношениях с близкими – считает психолог Анна Баскакова.

Ребёнок - зеркало. Мы, взрослые, можем подавить, сдержать страх, злость, переключиться, в конце концов. Но ребенок все считывает, как бы мы это ни прятали. Как же ему справиться со своими переживаниями и эмоциями, если вдобавок ещё и у родителей проблемы? В раннем возрасте функции самоконтроля настолько не развиты. В итоге ребенок как может, так и справляется - начинает грызть ногти.

Мы рассмотрим все причины обгрызания ногтей у детей и подростков. От самых простых – как следствие бытовых ситуаций, до более серьезных и сложных - психологических.

Итак, сначала причины не такие серьезные:

Держа палец во рту, ребёнок возвращается на более ранние стадии психического развития, так он справляется со стрессом. Он как бы хочет сказать, что в каком-то смысле еще не готов к более взрослой жизни или тем событиям, что сейчас происходят. Обычнй концерт в садике может вызвать у ребёнка переживания, и тогда он автоматически берёт пальцы в рот – сосёт их или грызёт ногти.

Стеснение, изучение чего-то нового, новые знакомства, места, события.

В семье кто-то грызёт ногти или отрывает заусенцы. В этом случае ребенок копирует поведение важного члена семьи.

Длинные, нестриженные ногти.

В других, более серьезных случаях, причина обгрызания ногтей - это следствие психоэмоционального напряжения ребёнка или подростка. Итак, обгрызенные ногти - это:

Способ дать выход накопившейся агрессии. Но агрессии на самого себя. Если ребёнок находится длительное время в стрессе, под давлением родителей, в жёстких рамках ограничений, то накапливающиеся эмоции должны иметь выход. А куда он их может позволить себе выплеснуть, если кругом запреты на проявления чувств? Конечно! На самого себя. Это и называется аутоагрессией.

Цель - позлить родителей. Ребёнок может бессознательно иметь цель злить родителей, сгрызая ногти до болячек, мстить им за что-то.

Жажда внимания. Ребенок хочет привлечь внимание мамы своим плохим запретным поведением. Мысли ребёнка могут звучать так: «Если мама думает и говорит, что я плохой, тупой, то я так и буду себя вести – грызть, ломать, драться… И хотя бы так, через плохое поведение, мама будет на меня обращать внимание». Дорогие мамы и папы! Обратите на это особое внимание – ребёнок будет тем, кем вы его назовёте. Как с именем корабля.

Вдобавок мы понимаем, что родителей этот акт обгрызания ногтей очень злит. Возможно, родители видят в этом НЕПРАВИЛЬНОСТЬ: «Так ведь нельзя!», видят в этом слабость своего ребёнка, что он с чем-то не справляется и ведёт себя не так, как им бы хотелось. А на деле ребёнок отражает лишь то, с чем не справляется сама семейная система – мама, папа, бабушки и дедушки. Например: в семье принято не решать конфликты, не говорить о своих потребностях, желаниях, чувствах, а молчать о больном или ссориться, решать вопросы на повышенных интонациях, с криком, матом, битьем друг друга и пр.

Чего делать нельзя?

Угрозы, наказания и все другие похожие приемы тут абсолютно не рекомендуются! Не делайте никаких замечаний ребенку, никаких кличек, обзываний, наказаний, битья по рукам или губам.

А как себя вести?

Мазать ногти горчицей, зелёнкой, горьким лаком можно, но не факт, что это сработает. Если для ребёнка грызть ногти - это способ разрядить психологическое напряжение, то вряд ли его эти средства остановят. К тому же, если лишь запрещать грызть ногти, не давая при этом выхода детской тревоге, то внутреннее напряжение ребёнка трансформируется в иное нарушение – психосоматику, нарушение сна, аппетита, эмоциональные проблемы и прочее.

Переключайте внимание. Дайте игрушку, пластилин, тесто, змейку, бумагу, фольгу, то, что подходит для сенсорики именно вашего ребенка.

Выделите для ребенка "грызлик". И условие: он грызет не ногти, а "грызлик" и только 10-15 минут. Если оральная потребность столь велика, пусть грызет дольше и чаще. Но со временем вы увидите, что это время сокращается. Т.е. грызть МОЖНО, но не ногти.

В момент самого процесса не заостряйте на этом внимание, а мягко, можно даже без слов, дайте тихонечко ребенку в руки что-то другое – например, морковь!

Снимайте общую тревожность. Говорите спокойно, тихо. Минимизируйте  телефон и телевизор. Соблюдайте режим дня. Ребенок должен спать по 10 часов в сутки. Гуляйте больше. Играйте в активные игры на улице.

В 3 года уже можно рассуждать с ребенком на тему обгрызенных ногтей. Задавать ему вопросы: "Как ты думаешь, что мы можем сделать, чтобы ты перестал грызть ногти? Кто тебе может в этом помочь? Какой герой из мультиков, сказок станет твоим помощником и будет напоминать тебе?" Возможно, такой малыш не может понять подобных вопросов – возразите вы. Возможно! Но вам важно научиться задавать ему вопросы так, чтобы он чувствовал себя человеком, который решает, а не исполняет ваши указания. И тогда он сам может со стороны посмотреть на свои привычки. Да, это сложнее и дольше. Вам придётся побыть изобретателем новых вопросов и уметь работать с возражениями ребёнка. Иной раз родители жалуются, что им не хватает слов и доводов, как отвечать на его новые вопросы и хитрые ходы.

Работа с песком, глиной для снятия тревожности. Сказкотерапия. Проигрывание ролей, рассуждения на тему сказки.

Больше мягкого, тёплого телесного контакта.

Умение выдерживать детские капризы и истерики.

Важно, чтобы ребёнок чувствовал вас как друга, партнёра в этот момент, а не агрессора или дрессировщика, который выдаёт команды: «Убери руки!».

В своих разговорах с ребёнком мы обращаем внимание не на то, что нельзя грызть ногти, а на то, что мы их попытаемся отрастить красивыми! И обязательно хвалим за даже один красивый, ровный ноготок!

Договоритесь с ребёнком о поощрении. Какую ты хотела бы игрушку или совместный поход в зоопарк за первых два красивых ноготка? Далее другой подарок - за следующие уже 5 ноготков и т.д. На практике этот ход даёт гораздо большие результаты, ребёнок уже к первому подарку может не грызть и по 5-7 ногтей.

Статья на Chips Journal

Как отучить ребенка грызть ногти? — 7 ответов, задан 
Ищу прекрасное в жизни. Его, оказывается, так много!  · 28 дек 2018

Я перестала, потому что это некрасиво, очень хотелось отрастить. Для девочек красота это важно, можно вместе с ней сделать маникюр, покрасить ногти красивым лаком, наклеить на них стразы или наклейки. Да и с лаком ногти невкусные. К слову, отрастить ногти так и не получилось у меня - оченб слабые и постоянно ломаются. Зато не обгрызенные))

Как отучить ребенка грызть ногти? — 7 ответов, задан 
Специалист центра психотерапии "Алвиан" https://medalvian.ru/  · 16 мар 2020

Ногти грызутся особенно усердно при нервном напряжении, стрессах или просто от скуки.

  • Сначала необходимо определить причину, постараться минимизировать стресс, однако не стоит пытаться устранить его совсем, потому что наша цель - научить ребенка эффективно справляться с психологическим напряжением, а не ограждать его от всех проблем в реальной жизни.
  • Расскажите ребенку, что грызть ногти вредно, о микробах, глистах, чем это грозит. Убеждайте ребенка, что он способен с этим справится.
  • Будьте готовы к тому, что один разговор не поможет забыть привычку, которая укоренялась длительное время. Поэтому нашими главными союзниками станут терпеливость и регулярность мер.
  • Договоритесь с ребенком, что вы будете мазать его ногти горькими лаками или заклевать пластырем. Это поможет чаду лучше себя контролировать, но не каждый малыш на это согласится. Важно получить «да» ребенка, а не применять насилие.
  • Празднуйте каждый новый рекорд, ободряйте и поощряйте ребенка.
  • Помогите малышу заменить вредные привычки полезными. Это может быть расчесывание, уход за кожей, одеждой и личными вещами. Да, это потребует большего терпения и аккуратности от ребенка. Но приятный и здоровый уход за собой окупится и сделает ребенка более благополучным. Почаще обнимайте своего малыша, ведь объятия тоже дарят гормоны спокойствия и счастья. Пусть привычку преодолевать долго и трудно, но в процессе вы получите больше, чем просто ровные ногти у ребенка. Вы обретете опыт совместной работы над проблемой.
Как отучить ребенка грызть ногти? — 7 ответов, задан 
Журнал о родительстве.  · 20 нояб 2018  · chips-journal.ru

Почему дети ковыряют в носу, грызут ногти, сосут пальцы – и что с этим делать

Вредные детские привычки, связанные с телом, – не просто источник раздражения для бабушек или свидетельство невоспитанности ребёнка, а чёткий недвусмысленный сигнал тревоги. Что это значит и как с этим быть рассказывает психолог Екатерина Бурмистрова.

«Не ковыряй в носу», «не грызи ногти», «не соси палец, ты уже большой» – все так называемые вредные привычки только со временем становятся привычками. Корень их – в нервном расстройстве, иногда лёгком, иногда тяжёлом.

Поведение ребёнка говорит о небольшом нервном напряжении, когда он:

навязчиво ковыряет в носу,

сосёт палец,

грызёт ногти,

теребит рукава (вариант – пододеяльник перед сном)

О среднем напряжении говорит следующее поведение:

малыш засасывает губы,

обрывает заусенцы

О серьёзном нервном расстройстве следует задуматься, если ребёнок:

раздирает болячки,

вырывает на себе волосы,

испытывает навязчивую тягу к самоудовлетворению.

Невротические привычки возникают непроизвольно. Ребёнок не делает этого специально, тем более – родителям назло. Их появление всегда говорит о повышенном нервном напряжении.

Если вы заметили признаки лёгких и средних расстройств у ребёнка, не ругайте его, тем самым вы лишь загоните проблему внутрь; будучи задавленными, эти невинные (хотя и неприятные вам) привычки могут впоследствии стать причиной серьёзных психосоматических заболеваний.

Вам необходимо понять, в чём причина стресса, и по возможности её устранить. Если вы не видите явной причины, лучше снизить темп жизни и нагрузку вашего ребёнка (реже водите в сад, откажитесь от лишних занятий, сократите количество мультфильмов и тщательно отбирайте их; если дома неспокойная обстановка, хотя бы не устраивайте ссор при ребёнке).

Сделайте «врагом» не ребёнка, а привычку; придумайте ей смешные прозвища или целую историю; обращайте внимание, когда к ребёнку снова прицепилась «ковырялка в носу» и – особенно – когда он успешно справился с ней (хотел поковырять и остановился).

Если вы заметили самые первые невротические проявления, и они не успели стать привычкой, переключите внимание ребёнка с собственного тела на другие «разряжающие» предметы: гибкие карандаши, игрушки с шариками-наполнителями и т. д.

В психологической литературе описаны 72 невротические детские привычки. Особенно подвержены подобным реакциям одарённые дети и дети с повышенным уровнем интеллекта. Испытывая большие нагрузки, занимаясь творчеством (рисованием, музыкой, балетом), они часто становятся чрезвычайно впечатлительными.

Что же делать, если вы впервые столкнулись с такими проявлениями?

Признайтесь себе, что вы растеряны. Это не страшно: родители тоже могут растеряться.

Не торопитесь с ответной реакцией. Сформируйте свою политику, согласуйте её со всеми взрослыми, участвующими в воспитании (папой, бабушкой и т. д.). Приготовьтесь к систематическому ласковому, но твёрдому наставлению. Умение контролировать себя формируется постепенно. Придумайте слова, доступные уровню понимания ребёнка. Понаблюдайте, в какие моменты малыш более подвержен навязчивым действиям (перед засыпанием, перед телевизором, когда мама не уделяет внимания, задумался...). Самое лучшее – переключить его внимание на что-то действительно для него интересное.

Возможно, ребёнку не хватает вашего тепла, телесного и эмоционального контакта. Обнимите его, погладьте, поцелуйте. Отложите по возможности запланированные дела, если обычно вы мало проводите времени вместе. Ежедневные успокаивающие ванны по 20–25 минут и лёгкий массаж помогут снять напряжение.

Оторву, зашью, заклею!

Однако если вы имеете дело с такой невротической привычкой, как навязчивое изучение половых органов (самостимуляция, онанизм), тактика будет иной.

Прежде всего нужно признать, что, как правило, родители, столкнувшиеся с этими проявлениями у своего ребёнка, испытывают:

панику и раздражение (вероятно, оно родом из детства, когда такие действия запрещались строго и властно),

растерянность (ведь современное общество диктует новые условия, и каждый родитель страшно – и совершенно беспочвенно – боится создать своему ребёнку комплексы в сфере сексуального развития).

Отсюда две самые распространённые реакции:

полный ступор

резкие слова и непродуманные действия.

Скажем сразу, что ни первая, ни вторая реакция не пойдут на пользу вашему ребёнку.

Итак, вы увидели, что ваш ребёнок занимается самостимуляцией. Не разрешайте себе кричать, ругаться, объявлять бойкот и угрожать («оторву, зашью, заклею»); обсуждать эту ситуацию с другими взрослыми при самом ребёнке; оставлять ситуацию как есть; ставить на ребёнке клеймо («хорошие дети так не делают!»).

Уважаемые родители, самоисследованиями занимаются все дети. Изучать себя – это нормальное поведение ребёнка. А настойчивость и интенсивность самоизучения очень сильно зависят от характера ребёнка. Темпераментные дети всё делают с увлечением.

Однако логичное поведение родителя в данном случае – ограничивать это изучение. Подобное ограничение входит в европейскую культурную норму, как чистка зубов и пользование туалетом. Кроме того, ранняя стимуляция эрогенных зон неизбежно замыкает ребёнка на себе.

Обычно самоисследованием начинают заниматься дети 1–1,5 лет. В этом возрасте, чтобы отвлечь, достаточно… просто одевать их.

Самоисследование после 2 лет можно останавливать словами, причём без долгих пояснений. Достаточно сказать «сядь красиво». В этом возрасте нормы усваиваются быстро, и подобные действия редко становятся привычкой.

Если же привычка сформировалась, значит:

вы вовремя не остановили ребёнка,

сама обстановка в семье является фактором стресса,

ребёнок недополучает родительского тепла.

На деликатные темы и разговаривать с ребёнком нужно очень деликатно!

Возраст ребёнка 4–5 лет

Прежде всего обозначьте, что с ребёнком происходит («многим мальчикам и девочкам, которым столько же лет, сколько тебе, хочется потрогать себя»). Верните его к нормам семьи («мы так не делаем»).

Родителям важно помнить, что умение контролировать себя у детей формируется постепенно, и не ждать мгновенных результатов.

Возраст ребёнка 6–7 лет

Если вы уже обсуждали со своим ребёнком тему «Откуда берутся дети», можете доступно объяснить ему, что эти органы берегут именно потому, что они участвуют в деторождении и бережное отношение к ним очень важно для того, чтобы в будущем родились здоровые дети.

Объясните, что эти части тела называются интимными, они очень нежные и чувствительные, мы бережём их, даже на пляже прикрываем купальниками, содержим в чистоте.

Чек-лист: границы нормы самоисследования половых органов:

раз в 2 недели – нормальное поведение, требует лёгкого притормаживания и наблюдения;

раз в день в определённый момент – любопытство закрепилось в привычку, и с ней нужно работать;

непрерывно (независимо от ситуации, в гостях и на уроке) – готовая невротическая привычка; требуется помощь психотерапевта, невролога; нужна выработанная позиция.

Статья на Chips Journal