Мне кажется, если меньше апеллировать абстрактным понятием, легче понять, что делать.
Если работник не исполняет своих должностных обязанностей совсем, то в фирме, скорее всего, проблема не с мотивацией сотрудников, а с дисциплиной труда. И надо решать вопрос в этой плоскости.
Если же речь про способы повышения эффективности конкретного сотрудника, но надо смотреть детально, что именно вы хотите повысить: количественные показатели или качественные. И сначала попробовать устранить внутрикорпоративные барьеры для улучшения таких показателей. Иногда руководству "сверху" может картина таких барьеров видна лучше. При условии, что рассмотрением занимается непосредственный руководитель, который в курсе о производственном цикле/процессе, в который включен сотрудник. Что толку выяснять о сотрудника, что ему мешает. Он может и сам не знает. Может, он вполне мог бы готовить на три отчета больше в месяц, если ему вовремя "подвозили" бы данные. Но данные формирует другой отдел и так по цепочке цикла. Это все условно. Принцип, я думаю, поняли.
Если же Вы уверены, что все внутрикорпоративные барьеры для эффективности сняты, тогда задайте себе вопрос, с чего Вы взяли, что на этой позиции возможен прирост эффективности? Как правило, любой прирост связан с доп.вложением. Каких именно вложений, вы хотите от сотрудника: времени, знаний, креатива?
Когда определитесь, легче будет понять, рычаги воздействия и вообще есть ли они.
Например, если от вам нужен временной ресурс от сотрудника-женщины, которая совмещает труд с материнством, то скорее всего, для нее этот ресурс на вес золота. Здесь может быть мало "оплаты няни и внеурочной работы". Подумайте о потребности человека и доступных у вас способов ее закрыть! Вполне возможно, что такой сотрудник оценит, если компания позаботится о качественном совместном отдыхе сотрудника с ее семьей: семейное путешествие, абонементы в какие-то семейные клубы, театры, я не знаю...все что связанно с насыщенной впечатлением компенсацией отнятого у ее детей времени с мамой.
Или, например, вам от сотрудника отдела маркетинга нужно побольше креатива. Скажем, это молодой мужчина 30+ пока без семьи, без особых карьерных амбиций, ценящий комфорт и "радость момента". Ваша потребность в его креативе может быть прямо пропорциональна его потребности во вдохновении/впечатлениях. Подумайте, где он мог бы их получить и подзарядиться.
Я убеждена, что людей нельзя замотивировать. Их можно вдохновить своим энтузиазмом и харизмой. Но идя за Вами (или компанией), в конце концов сотрудники должны "закрывать" свои личные потребности. Только на их реализацию мозг будет давать энергию. Потребностей много. И если сотрудник не справляется с балансом, а Вы хотите еще поднажать на него мотивацией (даже разговорами из разряда: что тебе нужно для эффективности), Вы можете вызвать просто стон (особенно сейчас, в период повального выгорания на фоне ковида).
Так что тут не будет простых ответов. Все должно быть с заботой о человеке, о ее персоне, его потребностях (даже которые он не рефлексирует иногда). Лучше чтобы Вы сначала подумали о нем и предложили свое решение, а потом шли на разговор. Тогда человек точно сделает вывод, что компании не безразличен. В ином случае, он все равно воспримет разговор как давление и оценку его работы, как неэффективной. Думаю так.