Вот сейчас будет очень много слов, которые совершенно не понравятся автору вопроса, но Amicus Plato, sed magis amica veritas.
Во-первых, надо понять, что Библия - это не одна книга, а много, написанных разными авторами, в разное время и на разных языках. А потом еще неоднократно редактировавшиеся разными людьми и с разными целями. Причем в разных течениях христианства в состав Библии входит еще и разное количество книг: в славяно-русской содержится 77 книг, в греческой - 76 книг (и одна в Приложении), в католической - 73 книги, в большинстве протестантских Библий - 66 книг. При этом Ветхий Завет, который составлен на основе еврейского Танаха, от самого Танаха в некоторых моментах отличается. Сам Танах составлялся на протяжение почти тысячи лет, и мы до конца не можем утверждать, что не было огромного числа текстов, которые по той или иной причине в него не вошли. Так, Пятикнижие Моисея (Тора – "Закон") включает в свой состав минимум четыре группы текстов, написанных в разное время (Яхвист (по используемому имени бога – Яхве) – примерно в IX в. до н.э. в Иудее, Элохист (по используемому имени бога – Элохим) – в VIII в. до н.э. в Эфраиме, Второзаконие – ок. 621 г. до н.э. и переработано ок. 560 г. до н.э. и Жреческий кодекс – ок. 500 г. до н.э.). Древнейшие части Танаха датируются XIII в. до н.э., писания пророков – VIII-VI вв. до н.э. В эпоху "второго храма", после возвращения евреев из вавилонского плена (V в.), происходила коренная переработка и редактирование всех библейских книг в духе строгого монотеизма и централизации культа. С каноном Нового Завета все тоже очень непросто, поскольку при его составлении в его состав не было включено очень много книг, признанных апокрифическими. Самым ранним из книг Нового Завета является Апокалипсис, написанный примерно в 68-69 гг., который ближе всего к классическому иудаизму (ненависть к врагам, битва с силами дьявола на земле и т.д.). Следующими произведениями стала группа текстов, объединенная под общим именем посланий апостола Павла, но написанная разными авторами. Их делят на три группы: «ранние», относимые к первой четверти II в., «средние» – ко второй четверти, и «поздние» – к середине II в. В то же время (середина II в.) были написаны послания других апостолов и созданы четыре Евангелия, первые три из которых близки по тексту и содержанию, а четвертое (от Иоанна) серьезно отличается от них.
Во-вторых, надо помнить, что в значительной части случаев указанное авторство той или иной книги не совпадает с реальным автором. Причем зачастую речь шла о сознательной фальсификации, стремлении ввести людей в заблуждение. Поэтому когда мы говорим об апокрифах, то это пример обмана, вскрывшегося еще во времена составления канона, тогда как другие книги - это пример обмана, который вскрыт относительно недавно исследователями Библии. При этом мотивы этих фальсификаторов были самые разные - начиная от банального желания обмануть и заканчивая стремлением придать убедительности словам из других книг за счет "пророчеств, сбывшихся задним числом" (когда текст автора VI века до нашей эры приписывался автору, жившему за 200-300 лет до этого).
В-третьих, многое из того, что написано в тех или иных книгах Библии писалось для современников, с вполне конкретными целями (например, заповеди из Второзакония), а религиозный авторитет был нужен для того, чтобы заставить выполнять те или иные нормы. Соответственно это носит не универсалистский, а исключительно ситуативный прагматический характер, который оказывается бессмысленным в других условиях (например, запрет на употребление в пищу свинины).
Вот если все это учитывать, до дальше уже можно попытаться понять Библию. Например, отсеять все ситуативное, чтобы докопаться до тех вещей, которые могут носить более универсальный характер (хотя я бы поспорил на счет возможности чего-то абсолютно универсального), либо найти там ответы на вопросы, которые тревожат Вас. Все-таки это хранилище человеческого опыта почти за полторы тысячи лет.