Мытарства Феодоры — это часть жития Василия Нового о том, как умершая Феодора по молитве старца является ученику Василия и рассказывает ему о своей посмертной участи.
Композиционно житие состоит из двух частей: истории Феодоры — первого видения ученику — и эсхатологического откровения о конце мира — второго видения, которое уже не имеет отношения к Феодоре.
Стоит отметить, что учение о «мытарствах» – посмертных испытаниях, которые проходит душа всякого человека нашло отражение в различных памятниках византийской аскетической и агиографической литературы.
Учение о мытарствах основано на Священном Писании и Священном Предании Церкви.
Вне зависимости от того, насколько буквально воспринимаются свидетельства о мытарствах, учение о том, что после смерти человека ждет испытание, необходимо признать общепринятым для православной традиции.
Это испытание могут называть «частным судом», в отличие от всеобщего Страшного Суда, где определяется окончательная посмертная участь каждого человека.
Но не все поддерживают мнение о достоверности того, что именно таким образом реально происходит частный суд душе, как описано это в житии.
Андрей Кураев даже объявил его апокрифом. Хотя это и не совсем так.
Святитель Кирилл Александрийский писал на тему мытарств в V веке. Обращались к этой теме Святитель Иоанн Златоуст, блаженный Августин...
Из современных?
Протопресвитер Михаил Помазанский отмечал: "Тема о «мытарствах» не есть, собственно, предмет православного христианского богословия: она не догмат Церкви в точном смысле. Она составляет материал нравоучительного, воспитательного свойства, можно бы сказать — педагогического характера..."
Серафим Роуз писал: "Это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти. Всем также очевидно, что некоторые элементы в описаниях этих мытарств метафоричны или фигуральны. Но сами эти истории — не аллегории и не басни, а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке".
Получается, что многие верующие излишне увлекаются данным учением, придавая своему спасению слишком юридический, формальный смысл.
Для этого некоторые," на всякий случай " на исповеди могут говорить, что грешны во всём. Хотя важно не только назвать грех, но и осознать, раскаяться в соделанном и иметь намерение впредь подобного не совершать.
Чаще же всего, по мнению одних, мытарства есть испытательный этап, который предваряет Божественное решение — Частный Суд; а другие утверждают, что этот Суд как раз и начинается с мытарств...