Аутизм и сидром Аспергера относятся к расстройствам аутистического спектра. Этот диагноз ставится на основании наличия у человека (неважно - ребенка, подростка, взрослого) специфических для расстройств аутистического спектра проявлений. Эти проявления делятся на три группы (иногда первую и вторую группу симптомов выделяют в одну) - (1) качественные нарушения социального взаимодействия (то есть способности эффективно вступать в общение с другими людьми, (2) качественные нарушения коммуникации (то есть способность эффективно использовать речь и жесты для общения с другими), (3) особенности интересов, игр, деятельности в целом.
Кроме этого для постановки диагноза «расстройство аутистического спектра» нужно, чтобы эти сложности так или иначе наблюдались с детства (обычно говорят про появление этих проблем до возраста 3-х лет). В зависимости от возраста человека с РАС, его уровня развития, его уровня речевых навыков диагностика проходит по-разному.
Иногда (чаще у маленьких детей) диагност может беседовать с родителями, наблюдать за поведением ребенка во время игры, пробовать с ним взаимодействовать. Иногда основная диагностика происходит в беседе с самим человеком с РАС. Иногда даже может потребоваться получение информации от других людей - учителей, психологов, супругов. Иногда могут использоваться специальные инструменты - интервью или поведенческие шкалы, которые помогают получить диагносту такую информацию.
В любом случае задача диагноста - получить информацию во-первых, о том, что у человека есть симптомы РАС (то есть нарушения социального взаимодействия, коммуникации, особенности деятельности), во-вторых, о том, что они так или иначе наблюдаются с детского возраста. Если эту информацию он получает, то тогда он может ставить диагноз аутизм.
В диагностике аутизма не используют анализы крови, ЭЭГ, МРТ и другие инструментальные методы исследования. Они могут иногда назначаться для того, чтобы уточнить нет ли у человека каких-то еще проблем (например, нет ли у него в дополнение к РАС эпилепсии), иногда для того, чтобы попробовать выявить причину (например, могут проводить генетическое тестирование для того, чтобы выявить нет ли у этого человека известных нам генетических причин аутизма).
А если нет особых проблем с коммуникацией? и такое часто бывает при РАС.