Надо сказать, что к достойному звучанию своего головного резонатора я шла долгим и тернистым путем, поэтому «мгновенными» тактиками достижения желаемого результата я не располагаю, однако несколько советов дать могу.
Тема заезженная, но без правильной певческой опоры вы можете так никогда и не узнать, на что способен ваш голос. Воздух необходимо набирать в исключительно в «живот», при этом не забывая о том, что грудь и плечи должны остаться недвижимыми. Во время самого звукоизвлечения вы должны освободить весь воздух, «почувствовать» его, фактически выдавить из живота.
Хорошо помогает пение с закрытыми глазами. Можно вообразить железный стержень, на который вы «ставите» воздух, вдыхая, и как этим же стержнем вы выталкиваете воздух при выдохе.
Не стоит забывать о диафрагме. Ее сокращения и расслабления можно все так же представлять, закрыв глаза. Скоро вы научитесь физически ощущать движение данной мышечной перегородки, и это существенно облегчит вам жизнь. С опытом навык разовьется до автоматизма.
Гортань должна быть расслабленной и находиться максимально низко. Это та самая знаменитая «позиция зева» (или «свинья с яблоком», как нелестно называл ее мой учитель по вокалу). Обратите внимание на то, как вы зеваете, как поднимается ваше небо, как опускается гортань или представьте, что у вас во рту большое яблоко. Сконцентрируйтесь, возьмите дыхание и попробуйте извлечь звук в данной позиции. В то же время, не обращайте слишком много внимания на то, как вы проделываете все предложенные действия, расслабьтесь, думайте о красоте вашего будущего звука. Вы должны найти золотую середину между контролем всех своих действий и непринужденным звукоизвлечением. Это сложно. Мне потребовался не один год для полного понимания.
Начнем с того, что развивать головной стоит только при уже имеющемся достойном звучании грудного резонатора.
Головной резонатор - это «точка», где полностью раскрывается, увеличивается звук, который образовался в голосовых связках.
Тут можно снова закрыть глаза и представить эту «точку». Обьяснить здесь довольно сложно, но вы должны попытаться извлечь звук не через рот, а направить его в «точку», ощутить его головой. Прочувствуйте, что поете «вверх». Представьте баскетбольный мячик, который вы с помощью большого прыжка забрасываете в корзину.
Обратитесь к различным упражнениям, которые помогают ощутить мышцы лица. Попробуйте небезызвестное мычание на «м», обращайте внимание на то, как щекотно губам и как звук отдает в черепе.
Все получится, удачи.