На самолётах, где орудие находилось прямо за винтом, устанавливался довольно простой механический синхронизатор. Первые синхронизаторы были по сути динамическими предохранителями: специальная кулачковая (читать: с выступами) шайба вращалась на одной оси (или просто согласованно - зависит от конкретной конструкции) с винтом и ставила пулемёт на предохранитель в момент прохода лопасти винта за срезом ствола, тем самым защищая лопасть от повреждений.
Позднее появились модели, которые принудительно отжимали спуск, прерывая стрельбу, вместо постановки на предохранитель, что не меняло сути. Пришедшие на смену механическим более сложные и точные маятниковые и гидравлические синхронизаторы имели более сложное строение, но примерно тот же принцип работы - остановить стрельбу в определенные моменты.
В результате, несмотря на то, что лопасти винта ометают срез ствола, орудие выдаёт выстрелы как бы порциями, ровно в те моменты, когда винт в безопасном положении. Такая компоновка, когда пулемёт "спарен" с винтом и находится на носу самолёта, конечно, усложняет конструкцию, но зато позволяет вести более прицельный огонь и делает стрельбу чуть более естественной, насколько естественной может быть стрельба из самолёта налёту в боевых условиях.
Спасибо, что прояснили. Тоже всегда было интересно.
Ставился синхронизатор, например, на Ла-5, Ла-7. Устройство не знаю, но снаряд пролетал, когда лопасти винта не мешали снаряду пролетать. Яки в этом не нуждались, равно как и кобры с МиГами