Существует миф, будто в мире существуют справедливые расценки. Например, если репетиторы на бирже «Репетитор-ру» берут от 500 до 1500 рублей за академический час, то это справедливая рыночная цена. Бери в час 750 ₽, и тебе не нужно ничего доказывать клиенту. Дескать, твоя цена — справедливая.
Но вот вопрос: соответствует ли эта цена реальным возможностям клиента? Готовы ли родители платить за репетитора не 1500, а 2500 рублей в час? Или им дорого даже 500 рублей? Откуда мы вообще взяли, что 500—1500 рублей — справедливые рыночные цены? Кто это сказал?
Иногда рыночная цена берется с потолка: кто-то когда-то назначил себе такую цену и все стали за ним повторять. И так как все боятся отступить от средней величины, в отрасли создается иллюзия, будто эта цена правильная. Но в реальности отрасль может ничего не знать о платежеспособности клиента. То, что клиент платит, еще не значит, что это хорошая цена.
Рыночная цена бывает обоснованной, а бывает и с потолка. Есть смысл проверить, насколько обоснованы цены в вашей отрасли.
Ничто не мешает просто поднять цену на 30% и посмотреть, что будет. Может, никто и не заметит. Некоторым мастерам страшно это делать: «Клиент сравнит мои цены с Васей и уйдет к Васе!» — домысливает мастер. Ключевое слово — «домысливает».
Если клиент пользуется вашими услугами эпизодически, необязательно он будет сравнивать цены с кем-то другим. Если ваша цена его устраивает, у него нет причин искать вам замену. Если же клиент сравнивает исполнителей по цене, совершенно необязательно он обратится к тому, кто сделает дешевле всех. Ведь дешевле — не значит лучше.
Если вам психологически тяжело просто взять и поднять цены на свои услуги, почитайте, как это можно мотивировать себе и клиентам.