Не могу быть объективен, потому что слушаю много разной-разной музыки, в том числе и много разного-разного русского рэпа, в том числе и такого, который многие илитарные персонажи посчитают недостойным искусства, но и черт с ними. Но, если определять ценность именно поэзии в рэпе, то как один из отвечающих написал - тексты должны быть ценны сами по себе. По этому признаку могу субъективно выделить "ценных":
Кровосток, бесспорно, социальное отражение общества 90-х в первых альбомах, развитие персонажа от альбома к альбому, его "адаптация" к современной действительности в последних альбомах.
Бабангида, это более спорно, но мне кажется, что мысли есть интересные, есть классные метафоры и интерпретации действительности, образов, его проект - Ленина Пакет, особенно интересен в плане образов и прорисовки персонажей. Да и кажется он мне настоящим, кто-то из отвечающих написал, что "Культура и маргинальный образ жизни, воспеваемые в т.н. "рэп-лирике", трудно оценивать с точки зрения художественности", но я вот в корне не согласен. Рэп не в академиях делается, всё же, а в народе, какой народ его делает - такой рэп и есть.
Pooled Rec., это не конкретный исполнитель, это группировка, состоящая из Gillia, Coddy, Розовые очки от Ferre, их туска вот. Это абстракт хип-хоп на грани с трип-хопом, стихи ценность имеют, но многим это не нравится, мало знаю людей, которые смогли бы искренне любить их ребят, но тех, кто их любит, я очень уважаю, вещи у них, на мой взгляд, тяжёлые и гнетущие.
Ещё есть Ночные Грузчики и Макулатура, но, это скорее не рэп, а записанная под странную музыку поэзию, люблю их и слушаю, но почему-то не хочется их к рэпу цеплять.
Список, наверное, можно было бы продолжить, если кому есть что добавить - пишите, я что-то теряюсь.
Что-то более мейнстримовое вроде Гуфа, Ригоса, Крипла я тоже слушаю, НО, они совершенно недееспособны без музыки и стиля, то есть как поэзия - нет.
Паша Белов aka 4пыль вот 100% без консервантов, Horus aka Луперкаль также хорошие текста и группа 25/17 особенно альбом "Русский Подорожник". Про Ассаи, Krec, Кровосток и Руставели уже сказали.
А меня удивляет почему до сих пор никто не упомянул Krec. У них очень приятные стихи. Смысл не всегда на поверхности. Например "Под стук колес","Муза", "Cafe people", "Нет Волшебства". Ну и всякие плаксиво-девчачие типа "Нежности". Музыка у ребят, кстати, прекрасная. В общем, очень рекомендую.
Кстати, ради интереса, поищите в интернетах Басту, читающего стихи Маяковского - огонь!
Поддерживаю! Забыли про krec совсем, к сожалению( еще и Ассаи
Кровосток - мякотка русского языка.
А ночные грузчики это ворованные посты из твитов и составленные в текст, если кто не знал. У них мало личного творчества. Все плагиат.
Если наложить стихи великих русских поэтов на хороший минус, то Вы получите рэп. Примером тому может является Наум Блик - Бродский. В обратную сторону это так же работает, почитайте Грюндик "Мой декананс"
Поддерживаю ответ, в котором упомятут Krec, очень лиричный и приятный хип-хоп из Питера. Но нельзя забывать про еще одного питерского исполнителя, приближенного к Krec - Ассаи! Исключительная поэзия, которой по мелодичности и наполненности мыслью аналогов в России еще не слышал.
Ассаи и есть крэк. Просто уже давно отправился в сольное плавание! Полностью согласен он как поэт даже без музыки тащит!
The Cold Dicks забыли. Очень интереснейшие чуваки из формации "Ленина Пакет"а. Их же сайд-проект "Журналист из Фурфура". Вполне тянет на поэзию.
Многоточие как явление очень поэтично в некоторых трэках, "Время" например, еще из хороших Грот "Рубежи". Хотя, безусловно, это очень субъективно, но некоторы песни стиля рэп весьма запоминающиеся со знаком +