Вопрос очень актуальный и важный. Однако, ответить на этот вопрос можно только в самом общем виде, потому что каждая конкретная ситуация разная и все люди тоже разные. Кроме того, общество в целом может ответить на этот вопрос даже без понимания сути происходящих процессов, потому что есть интуитивное понимание последствий. Ещё один момент: если не учитывать пол ребёнка, то ответ получится ещё более общим.
Для начала нужно разделить материнскую и отцовскую функцию в воспитании.
Функция матери.
Функция матери исходит из того, что ребёнок изначально появляется внутри женщины и является частью её тела. И даже после рождения женщина ощущает ребёнка как продолжение своего тела. Мужчине понять это очень сложно с одной стороны, потому что опыта рождения детей он не имеет, но с другой стороны, каждый мужчина был когда-то грудным ребёнком и ощущал себя продолжением тела матери, так что бессознательный опыт симбиоза есть у каждого человека.
Что можно вывести из этого симбиотического состояния? Симбиоз с матерью имеет следствием прямую зависимость самоощущения ребёнка от самоощущения матери (1) и от отношения матери к ребёнку (2). Самоощущение матери влияет на самоощущение ребёнка начиная с внутриутробного периода и заканчивая периодом грудного вскармливания, так как гормональный фон матери напрямую влияет на гормональный фон ребёнка.
Из двух основных следствий симбиотического состояния ребёнка следует далее, что в основе самоощущения ребёнка стоит самоощущение матери, и в основе отношения ребёнка к миру стоит отношение матери к ребёнку. Иными словами, ребёнок воспринимает мир через призму отношений с матерью.
Взаимоотношения с матерью формируют эмоционально-чувственное пространство в психике человека.
Функция отца.
Отец не является продолжением тела ребёнка, а значит ребёнок до определённого возраста не в состоянии понять, что такое - отец. Отец - это слово, выражающее отношение к ребёнку и к матери. А так как отец - это слово, следовательно, отец - это абстракция. То есть, чтобы понять значение слова "отец" нужно абстрагироваться от реального положения вещей и погрузиться в символическое пространство.
Но погружение в символическое пространство может не случиться даже в том случае, если отец по факту есть, но свою функцию он не исполняет. А функция отца заключается в том, чтобы в возрасте 3-4-х лет отделить ребёнка от матери и высказать своё "нет" на претензии ребёнка к продолжению симбиотического состояния. "Нет" отца погружает ребёнка в пространство языка, потому что "нет" становится причиной страдания. По факту за словом "нет" не кроется ничего, кроме страдания. Слово "яблоко" означает физический объект, слово "нет" не означает ничего, кроме того, что это слово теперь влияет на эмоциональное состояние. Таким образом, через это "нет" пространство языка соединяется с эмоционально-чувственным пространством психики ребёнка.
Функция отца заключается в том, чтобы погрузить ребёнка в мир закона, который отражён в структуре языка.
Функция отца и матери.
Обобщим вышесказанное. Мать формирует эмоционально-чувственное пространство в психике ребёнка, а отец формирует пространство языка.
Из этого следует, что мать даёт ребёнку ощущение уверенности в себе, ценности собственной жизни и собственного желания. Отец придаёт желанию ребёнка форму, которая позволит ему реализовать своё желание по правилам общества и в соответствии с критериями отца.
Задача матери - любить ребёнка, задача отца - устанавливать правила.
Как формируется здоровая и нездоровая психика?
Если эмоциональное-чувственное и языковое пространство взаимосвязаны, то психика ребёнка адаптирует свои желания к доступным способам реализации этих желаний. Эта взаимосвязь формируется, когда мать и отец находятся в гармоничных отношениях.
Но отношения между отцом и матерью не всегда идеальны, поэтому в психике ребёнка происходят расхождения между эмоционально-чувственным и языковым пространством. Расхождения эти вызываются типичными ситуациями, когда слово отца не воспринимается матерью как правило, когда мать игнорирует слово отца. Это приводит к тому, что уровень чувству превышает свою значимость в сравнении с уровнем слов. Тогда в психике ребёнка появляются неконтролируемые эмоциональные импульсы. Другой вариант можно условно назвать - "мужик всегда прав". В этом случае игнорируется уровень значений, то есть эмоциональное состояние матери не учитывается мужчиной и он агрессивно (в той или иной форме) навязывает свои правила. Тогда у ребёнка уровень знаков превышает уровень значений, то есть правила должны исполняться без искреннего понимания, что ведёт к ощущению безвыходности и необходимости игнорировать собственные желания.
В целом, таких вариантов может быть много, это просто пример (в каком-то смысле карикатурный), который показывает причины различных психических трудностей, которые взрослые люди испытывают в течение своей жизни.
Ребёнок без отца.
Исходя из того, что описано выше, попробуем разобраться, к чему приводит отсутствие отца в жизни ребёнка.
Если отца нет, то погрузить ребёнка в пространство символического должна мать. И здесь возникает две принципиальных проблемы. С одной стороны, матери очень сложно отделить ребёнка от себя, потому что он - продолжение её тела. С другой стороны, если мать отделяет ребёнка от себя, то она нарушает свою функцию (любить ребёнка) и начинает выполнять функцию отца (устанавливать правила). Следствием такого изменения роли матери является недостаточность чувства собственной значимости у ребёнка. Если мать говорит "нет", то для ребёнка это является отказом в любви, а любовь матери - это условие выживания. "Нет" матери приводит к ощущению неуверенности в себе, бесполезности и ненужности.
Здесь есть и много других следствий, которые уже зависят от пола ребёнка, поэтому останавливаться подробно не стану.
Как компенсировать отсутствие отца?
Если отец по какой-либо причине отсутствует, это не говорит о том, что всё потеряно и ребёнок вырастет неуверенным в себе и несчастным. В большинстве полных семей отношения между мужем и женой находятся на уровне подросткового эгоизма, поэтому принципиальной разницы может и не быть. Но есть некоторые моменты, которые важно учесть.
Отец - это символическое пространство. А символическое пространство отвечает за наличие разума. Если физического отца нет, он может быть заменён историей про отца или каким-то образом мужчины в жизни ребёнка - это может быть дедушка, дядя, или просто какой-то знакомый, а может быть даже и какой-нибудь персонаж из художественного произведения, который будет показывать ребёнку, что представляет собой мужчина, которого мать уважает. Но здесь трудно сказать, как это реализовать, нужно каждую отельную ситуацию разбирать подробно.
Однако есть и важный момент, который необходимо учитывать при воспитании ребёнка без отца. Мать не должна говорить об отце плохо. Нельзя проецировать на отца всё плохое, оставляя всё хорошее за матерью. Это приводит к расщеплению в психике и дальнейшим проблемам с объективным восприятием мира. Расщепление приводит к отсутствию полутонов - всё делится на полностью хорошее и на совершенно плохое.
Подведём итог.
В целом, отсутствие отца является проблемой, но эту проблему можно компенсировать, если в жизни ребёнка есть фигура, заменяющая отца. Если мать вступает в отношения с другим мужчиной, то это может являться достаточной заменой родному отцу при условии, если отношения эти основаны на искренних чувствах мужчины и женщины. Ребёнку нужно видеть пример гармоничных отношений между мужчиной и женщиной, чтобы в его психике установилось равновесие между пространством языка и эмоционально-чувственным пространством.