Во-первых, как подсказывают социологи, такого явления как менталитет не существует, а есть культурные особенности.
Во-вторых, какое-то свое мнение в отношении каждой нации, конечно, можно иметь, но практически всегда это скатывается во вкусовщину. Вот, к примеру, предыдущий ответчик говорит про глупость русских - это с кем сравнивать? На фоне западных стран, я вам доложу, русские будут не глупее. Поэтому я отвечу не по моему мнению, а по исследованию нидерландского социолога Герта Хофстеде. Он предложил совокупность показателей, определяющих культурные характеристики различных народов в исследовании 6D Survey. Начал это исследование еще в 60-е годы, но как оказалось, эти культурные характеристики со временем меняются, поэтому время от времени это исследование проделывают заново, а его результаты представлены на его сайте geert-hofstede.com.
В этом исследовании оценка каждой стране выставляется по 6 параметрам: Power Distance (Дистанцированность от власти), Individualism (индивидуализм), Masculinity (Напористость - феминистки и феминисты, помним, что исследования начали делать в 60-х. Если что, это Хофстеде виноват, не я), Uncertainty Avoidance (Избегание неопределённости), Long Term Orientation (Стратегическое мышление), Indulgence (Снисходительность). А теперь не смотрите, что написано дальше и попробуйте оценить российский, так уж и быть, "менталитет" по этим шкалам от 0 до 100. Оценили? Тогда давайте сверяться (извините, мне было лень переводить, так что те, кто в школе учил немецкий, пользуйтесь онлайн-переводчиками (переводчик):
Power Distance: 93
This dimension deals with the fact that all individuals in societies are not equal – it expresses the attitude of the culture towards these inequalities amongst us. Power Distance is defined as the extent to which the less powerful members of institutions and organisations within a country expect and accept that power is distributed unequally.
Russia, scoring 93, is a nation where power holders are very distant in society. This is underlined by the fact that the largest country in the world is extremely centralized: 2/3 of all foreign investments go into Moscow where also 80% of all financial potential is concentrated. The huge discrepancy between the less and the more powerful people leads to a great importance of status symbols. Behaviour has to reflect and represent the status roles in all areas of business interactions: be it visits, negotiations or cooperation; the approach should be top-down and provide clear mandates for any task.
Individualism: 39
The fundamental issue addressed by this dimension is the degree of interdependence a society maintains among its members. It has to do with whether people´s self-image is defined in terms of “I” or “We”. In Individualist societies people are supposed to look after themselves and their direct family only. In Collectivist societies people belong to ‘in groups’ that take care of them in exchange for loyalty.
If Russians plan to go out with their friends they would literally say “We with friends” instead of “I and my friends”, if they talk about brothers and sisters it may well be cousins, so a lower score of 39 even finds its manifestations in the language. Family, friends and not seldom the neighborhood are extremely important to get along with everyday life’s challenges. Relationships are crucial in obtaining information, getting introduced or successful negotiations. They need to be personal, authentic and trustful before one can focus on tasks and build on a careful to the recipient, rather implicit communication style.
Masculinity: 36
A high score (Masculine) on this dimension indicates that the society will be driven by competition, achievement and success, with success being defined by the winner/best in field – a value system that starts in school and continues throughout organisational life.
A low score (Feminine) on the dimension means that the dominant values in society are caring for others and quality of life. A Feminine society is one where quality of life is the sign of success and standing out from the crowd is not admirable. The fundamental issue here is what motivates people, wanting to be the best (Masculine) or liking what you do (Feminine).
Russia’s relatively low score of 36 may surprise with regard to its preference for status symbols, but these are in Russia related to the high Power Distance. At second glance one can see, that Russians at workplace as well as when meeting a stranger rather understate their personal achievements, contributions or capacities. They talk modestly about themselves and scientists, researchers or doctors are most often expected to live on a very modest standard of living. Dominant behaviour might be accepted when it comes from the boss, but is not appreciated among peers.
Uncertainty Avoidance: 95
The dimension Uncertainty Avoidance has to do with the way that a society deals with the fact that the future can never be known: should we try to control the future or just let it happen? This ambiguity brings with it anxiety and different cultures have learnt to deal with this anxiety in different ways. The extent to which the members of a culture feel threatened by ambiguous or unknown situations and have created beliefs and institutions that try to avoid these is reflected in the score on Uncertainty Avoidance.
Scoring 95 Russians feel very much threatened by ambiguous situations, as well as they have established one of the most complex bureaucracies in the world. Presentations are either not prepared, e.g. when negotiations are being started and the focus is on the relationship building, or extremely detailed and well prepared. Also detailed planning and briefing is very common. Russians prefer to have context and background information. As long as Russians interact with people considered to be strangers they appear very formal and distant. At the same time formality is used as a sign of respect.
Long Term Orientation: 81
This dimension describes how every society has to maintain some links with its own past while dealing with the challenges of the present and future, and societies prioritise these two existential goals differently. Normative societies. which score low on this dimension, for example, prefer to maintain time-honoured traditions and norms while viewing societal change with suspicion. Those with a culture which scores high, on the other hand, take a more pragmatic approach: they encourage thrift and efforts in modern education as a way to prepare for the future.
With a very high score of 81, Russia is definitely a country with a pragmatic mindset. In societies with a pragmatic orientation, people believe that truth depends very much on situation, context and time. They show an ability to adapt traditions easily to changed conditions, a strong propensity to save and invest. thriftiness and perseverance in achieving results.
Indulgence: 20
One challenge that confronts humanity, now and in the past, is the degree to which small children are socialized. Without socialization we do not become "human". This dimension is defined as the extent to which people try to control their desires and impulses, based on the way they were raised. Relatively weak control is called “Indulgence” and relatively strong control is called “Restraint”. Cultures can, therefore, be described as Indulgent or Restrained.
The Restrained nature of Russian culture is easily visible through its very low score of 20 on this dimension. Societies with a low score in this dimension have a tendency to cynicism and pessimism. Also, in contrast to Indulgent societies, Restrained societies do not put much emphasis on leisure time and control the gratification of their desires. People with this orientation have the perception that their actions are Restrained by social norms and feel that indulging themselves is somewhat wrong.
Так как весь смысл этих оценок заключается в сравнении культур между собой, то давайте сравним. Во-первых, Россия и Украина очень сильно похожи (можно убедиться перейдя по ссылке Russia и выбрав Comparison country -> Ukraine). Самые большие отличия в индивидуализме (у России больше), напористости (у России больше) и стратегическом мышлении (у России больше), все остальное - практически один в один. Но в примере с Украиной было понятно, что все будет более менее схоже. Давайте по старой доброй традиции сравнивать себя с европейскими странами и США. Далее R-Russia, F-France, G-Germany, U-UK и P-USA.
Power distance: R93 F68 G35 U35 P40
Individualism: R39 F71 G67 U89 P91
Masculinity: R36 F43 G66 U66 P62
Uncertainty Avoidance: R95 F86 G65 U35 P46
Long Term Orientation: R81 F63 G83 U51 P26
Indulgence: R20 F48 G40 U69 P68
Из этой шифровки можно вынести следующее:
Power distance: конечно, в части отношения к власти с Западом сравниться сложно. Для России характерно восприятие власти как наиболее важной части жизни, преклонение перед начальством, а в Германии, Великобритании и США характерно построение отношений на основе равенства, уважения к личности. Франция находится примерно посередине (кстати, поэтому Франция, как и Россия, крайне централизованная страна). Мое мнение: нужно сокращать дистанцию с властью. Одно из конкурентных преимуществ россиян - это креатив, но при таком отношении к власти этот креатив уходит в свисток и подавляется. Как сокращать дистанцию? Ненавязчивый совет: попробуйте как-нибудь узнать, как зовут вашего депутата, мэра, префекта, участкового, наконец.
Individualism: мы еще не индивидуалисты, а это значит, что для нас важно мнение окружающих. Кстати, вот вам сразу и ответ, почему в России девушки на улицу выходят нарядными, на высоких каблуках и в восхитительных штанах, и почему парни покупают себе джип для поездок по городу.
Masculinity: вообще, по этому показателю мы близки к Германии, однако на мой взгляд, нужно прибавить в этом параметре. Вот Хофстеде пишет, что россияне себя крайне недооценивают ("understate their personal achievements, contributions or capacities. They talk modestly about themselves"). Есть у россиян какая-то непонятная скромность, а в случае встречи с жителями Запада даже какая-то уничижительность (или же наоборот, неприятие, но и то, и это не от большого ума) мол, они-то, варяги, поумнее нас, лапотных. Это не к тому, что все на самом деле наоборот, а Россия - родина слонов, а к тому, что на самом деле никто бога за бороду не держит, и себя тоже надо уважать. В общем, don't sell yourself cheap.
Uncertainty Avoidance: мы, как и французы, не любим неопределенность. Именно поэтому что у нас, что у них такая развитая бюрократия. Мы не любим менять планы, даже под влиянием новой информации. Также это может отражать низкое желание заниматься новыми видами бизнеса (помимо стандартного "купить дешевле и продать подороже") и бизнесом в целом. Нужно менять? Разумеется, нужно открывать для себя что-то новое, what is different is attractive!
Long Term Orientation: а вот тут можно себя и похвалить. Мы и немцы во главе списка. У США, например, всего 26 - т.н. нормативное общество (поэтому много американцев думают в категориях добро-зло, и это распространяется на много тем, например, аборты, легализация, эвтаназия, оружие и пр. Так что поэтому, как вы возможно заметили, каждый кандидат в президенты США уделяет этим темам много внимания и у него есть подготовленная точка зрения). Мало того, так как это измерение также показывает, что россияне могут легко адаптировать свои традиции под новые реалии, то это означает, что если доходчиво показать всем и каждому, что большой power distance невыгоден вообще всем, то скоро общественное мнение к этому явлению изменится.
Indulgence: вообще, для многих стран восточной Европы характерно, что они более "зажаты", стеснены социальными нормами и не готовы реализовать свои импульсы и желания одновременно с получением удовольствия от жизни. При этом я бы не связывал это с коммунизмом: у Венесуэлы в Indulgence горделиво стоит 100, и по сравнению с ней вся Европа курит в сторонке."Зажатые" культуры демонстрируют больший пессимизм и цинизм, а еще в них дети хуже социализируются. Заметили, как на theQ дофига людей, которые во всеуслышание называют себя интровертами, пишут длинные простыни текста про свои интровертские права на уединение и при этом не испытывают никакого когнитивного диссонанса? Или возможно отметили, как здесь популярны вопросы типа "Что вас больше всего бесит?" и как много пространных ответов на такие вопросы? Так вот, это все потому что Indulgence низкий.
А если придумаете подпись к картинке ниже, то вообще будете зайчики, и Indulgence у вас будет высокий-превысокий
PS Еще немного о русской, в первую очередь корпоративной, культуре, интересно пишут здесь: раз и два.
Спросили про личное мнение - устроили демагогию без ответа... ОООООК
Согласна
Из плохого — нравится срать там, где живут и гордиться нарушением закона или отлыниванием от работы. Из хорошего — непотопляемость и искренность.
да, именно поэтому так много возгласов насчет нарушения закона...прям на каждом шауг нарушения...какая ты стереотипная все-таки
Главная черта нашего менталитета - делать всё в последнюю минуту.
Сижу я сейчас, пишу курсовую, что нужно защитить послезавтра, и понимаю это как никогда ясно.
"Исторически оправданный метод пожирания сырой земли. "
Более подробно в песни группы "Гражданская Оборона" - "Русское поле экспериментов" Там и про то, как поутру они проснулись и про много чего еще.
Как всегда понаписывали воды, а конкретики никакой.
Особенность русских людей в том, что у них лучше всего получается писать книги и воевать. Это доказывается вполне фиксированными достижениями: золотыми и серебряным литературным веком, а также громадной завоеванной территорией.
Вот и все. А если кто-то там пишет про водку и душу - то это придумано дураками и для дураков же.
Ахаха
Круто повоевал с крошечной Чечней?