Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие произведения русской классики вы считаете переоценёнными?

Литература
Рома Бордунов
  · 193,2 K
Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 16 дек 2015

Рискну добавить несколько своих рассуждений к уже предложенным ответам. Логичнее всего к переоцененным отнести того, кого больше всего оценивали и хвалили. Например, прекрасный стилист и великолепный поэт Пушкин умел сентиментальный сюжет украсить лирическими интонациями и создать видимость философского содержания. Но этих навыков ему не хватило, чтобы написать по-настоящему объемное произведение, способное повлиять на умы и души соотечественников, и что не менее важно, иностранцев. (Русскую литературу нельзя рассматривать как обособленное явление, существующее вне контекста европейской литературы). Пушкин вошел в историю как автор скетчей и любимец салонной публики, но, к сожалению, так и не создал своего литературного универсума.

За Пушкина пушкинский универсум создавали литературные критики, литературоведы, режиссеры, филологи и т.д. Кочуя из диссертации в диссертацию, из статьи в статью, из доклада в доклад образ Пушкина получал все большее и большее наполнение и со временем обрел статус родоначальника русской литературы и реформатора русского языка (оба утверждения ошибочны). Справедливо отметить, что культ Пушкина начался сразу после его смерти и продолжается до наших дней.

Второй переоцененный автор — это, конечно, Лермонтов. Погибнув в нелепой дуэли в молодом возрасте, Лермонтов не успел показать своих настоящих литературных способностей. Неплохой стилист, наделенный от природы хорошим чувством ритма, Лермонтов в свои двадцать с копейками просто не знал, что сказать своим читателям. Арбенина переписывал много раз. Княгиню Лиговскую так и не закончил. Печорина издал кусочками в виде отельных рассказов, объединенных одним персонажем. «Маскарадом» был недоволен, и понятно почему: сюжет искусственен, а пафос избыточен. Причина — Лермонтов следовал в фарватере модной тогда готической (мы называем ее романтической) литературы и увлекался присущим этому направлению демонизмом, спиритизмом и повышенным вниманием к чувственной природе человека. Влияние Лермонтова на русскую литературу XIX-XX веков мало, а на европейскую — близко к нулю. Его бы считать тем, кем он является, то есть литературным неудачником, но лермонтоведы предпочитают его называть визионером и рассказывать о том, что он нечто значимое предвидел и кое-что важное предвосхитил.

Третий переоцененный автор — Достоевский. Начав с попсовых сентиментальных сюжетов и пережив трудный период жизни, Достоевский сделался специалистом по русскому ресентименту. Его универсум населен преимущественно алкоголиками, тунеядцами, психами, ворами, преступниками, проститутками. Однако эти персонажи наделены способностью каяться и рассуждать о будущем величии страны, что в наших глазах сделало их автора религиозным мыслителем и философом. Но ведь ресентимент и философия — не одно и то же, верно?

В то же время, стоит признать, что образы Достоевского интересны своей многослойностью (они как матрешки) и изменчивостью. Мы следим за их динамикой и находимся в напряжении до самой последней главы романа. Умение держать интригу, конечно, следует отнести в заслугу автору. Кроме того, Достоевский — мастер диалога, именно поэтому его повести так легко инсценируются. Жаль, что Федор Михайлович не создал ни одной пьесы.

Таким образом, кого больше переоценивали, тот и переоценен. На мой взгляд, таковых авторов трое.

Стоит отметить, что помимо переоцененных авторов, у нас есть и недооцененные. Прежде всего, это Толстой. У него как у писателя по всем фронтам хорошо. И даже создана собственная философская концепция (в отличие от Достоевского). Но русская читательская аудитория относится к нему прохладно. Недооценен и Чехов, создавший (вместе с Ибсеном) современную драму и сформировавший вкусы целого поколения в Европе. Скучно нам читать Чехова, говорят российские читатели. Читал, не осилил. Ну там ранние рассказики еще туда-сюда. Можно также задуматься в рамках школьного семинара о жанровых особенностях пьесы «Чайка». И всё.

На Чехове, кстати, русская классика закончилась, и начался русский модерн.

P.S. Прошу прощения, что отвечал про авторов, а не произведения. Но мне кажется, что автор первичен, именно его и оценивают. У Пушкина, соответственно, переоценена вся проза и драма, у Лермонтова - вся проза и драма, у Достоевского - все романы и повести.

P.P.S. Если вы собрались поставить минус, напишите пару слов в комментариях. Любопытно было бы узнать ваше мнение и причину негодования.

Поставила плюс. Абсолютно согласна про Чехова. Он мне все школьные годы каким-то недооценённым казался. Я его... Читать дальше
Филолог, литературовед, преподаватель языков, политический публицист, литератор.   · 10 окт 2020
Я позволю себе ответить не во множественном числе. А потом объясню свое отношение к слову "классика" вообще. Итак. Безусловно, самое переоцененное - "Война и мир". Как вершина русского реализма, произведение Толстого затянуто, написано плохоньким русским языком, грешит длиннотами и смысловыми пустотами, настолько перенасыщено героями, что к концу чтения не помнишь, как... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
"Идиот" потерял актуальность? А "Бедные люди" ? А " Братья Карамазовы" ? А " Бесы" А " Преступление и наказание"... Читать дальше
Историк литературы, веду подкаст «анаколу́ф.».   · 16 авг 2021

Считаю, что переоцененных книг в русской классике нет. Более того, в нашей стране русская литература недооценена, в силу того, что в школе она больше похожа на страшный сон. Другое дело, что у каждого читателя свой любимый и нелюбимый писатель. Но это уже на вкус и цвет.

Слушайте подкаст об истории русской литературы «Анаколуф»Перейти на music.yandex.ru/album/10845831
Вы правы - переоценённых нет!
Их нужно читать!
А, не вспоминая имя автора и название его работы, нести всякую околесицу.
Хватит уже обесценивать образное мышление, его надо развивать!  · 21 окт 2021
Не верю, что можно переоценить, а вот недооценить - запросто. Классикой книги просто так не становятся, зато сколько может затеряться очень достойных книг, носящих тот же гордый статус? Переоцененные книги можно искать скорее среди современной легкой литературы. Но переоценены они скорее сами читателями, ибо такая литература не выходила бы в печать. А клиент всегда... Читать далее
Я думаю, что оценивать современную литературу пускай лучше будут потомки через десятилетия. Тогда уже будет... Читать дальше
Первый
Студент (педагогическое образование: русский язык; литература)  · 15 дек 2021
Классика – это не те произведения, которые могут быть «переоценены» или «недооценены». Эти книги (да и не только книги) – отражение культурного развития народа, его духовного становления. Классику отличают вечно актуальные темы и проблемы. Их отражение может быть, естественно, уже не так понятно, как 150-200 лет назад, да и современные авторы обращаются к ним же, но... Читать далее
Первый
Преподаватель, интересуюсь литературой, историей, политикой.  · 26 апр 2021

"Мертвые души" - незаконченное произведение, величайшая творческая неудача Гоголя. Получилась всего лишь сатира, хотя он замахивался на гораздо большее. "Тарас Бульба" - несимпатичный главный герой, много жестокости. "Бесы" - Достоевский не смог правдиво и объективно описать революционное движение, роман вызывает ощущение недостоверности.

Просто великие не для дураков писали. А с дураков какой спрос. Ничего не поймут-с. Это как объяснять где смеяться... Читать дальше
По образованию физик и математик (МФТИ). Любитель астрономии .Кроме родного русского...  · 12 нояб 2021
Сначала надо разобраться, что такое классика. А классика- это коммерческая литература прошлого. Да, Толстой был богат, а вот Пушкин и Достоевский жили на гонорары за свои произведения. Возможно, лет через сто , условные Акунин или Маринина будут классиками назначены. Да, именно назначены. Чиновниками из МинОбразования. Читать-не читать, дело вкуса. Давайте не искать... Читать далее
Даже сам Лев Толстой считал свой роман "Война и мир" слабым, я полностью с ним согласен, его же невозможно читать... Читать дальше
луч света в сумраке тлена бытия  · 16 дек 2015

А я считаю, что классика, которую заставляют (!) читать в школе совершенно не воспринимается в столь юном возрасте. Для того, чтобы осмыслить и понять эти книги нужно самому к ним прийти, а не "понял- не понял, но прочитать обязательно ".

1 эксперт согласен
А я, правда уже после школы, пришла к мысли что эту классику и не нужно было понимать. Большинство произведений... Читать дальше
вузовский преподаватель  · 19 апр 2021
А судьи кто, позвольте вас, Рома, спросить? Оценщики? Я, как всегда, только от себя лично, ладно? Мне кажется, что всякий маньяк-читатель, вроде меня, согласится, что у каждого хорошего писателя есть как вершины, так и провалы. Причём, чем дороже нам тот или иной литератор, тем строже мы к нему относимся, в чём он сам виноват. Ну, вот, после "Онегина" - как прикажете... Читать далее
пользователь TheQuestion.  · 16 дек 2015
Предположим, что какой-то роман переоцененный. Но классика это не то, что всем нравится. Это то, что составляет общее культурное пространство. Причем это пространство должно формироваться и возобновляться. Не прочитать, чтобы полюбить, развлечься, а прочитать чтобы понять, при этом можно остаться чуждым этому роману. "Воскресение" -- как его можно не прочитать, если это... Читать далее
Спасибо за адекватный ответ. Классические произведения стали таковыми, потому что прошли огромный временной порог... Читать дальше