Предположим, что какой-то роман переоцененный. Но классика это не то, что всем нравится. Это то, что составляет общее культурное пространство. Причем это пространство должно формироваться и возобновляться. Не прочитать, чтобы полюбить, развлечься, а прочитать чтобы понять, при этом можно остаться чуждым этому роману.
"Воскресение" -- как его можно не прочитать, если это роман Толстого, который ждали 20 лет, столько лет прошло с окончания публикации романа "Анна Каренина", бывшего безусловно взрывом общества и остающимся до сегодня романом, который многие читают сами просто так и спорят о нём. Сколько Толстого топтали, тайно и явно радовались, напишет что-то или не напишет, может или нет. Разве не интересно понять самому?
"Архипелаг ГУЛАГ" -- спорное произведение обозначенное автором как " Опыт ХУДОЖЕСТВЕННОГО исследования". Слушайте, BBC снимает документальный фильм о нем, французы снимают, ещё не знаю кто, он в анекдоты вошел: "Архипелаг гулаг, Леонид Ильич! Гулаг архипелаг, ответил Леонид Ильич". Своё мнение составить не интересно, не важно?
"Мастер и Маргарита". Мне он нравится, но его пытаются раскручивать как плоский гимн любви, как взгляд на евангельские события. Но там есть другие смыслы. Это любимый роман моего отца, конечно же мне интересно -- почему.
Все эти книги составляют нашу общую историю, тем интересны.
Считаю, что переоцененных книг в русской классике нет. Более того, в нашей стране русская литература недооценена, в силу того, что в школе она больше похожа на страшный сон. Другое дело, что у каждого читателя свой любимый и нелюбимый писатель. Но это уже на вкус и цвет.
"Мертвые души" - незаконченное произведение, величайшая творческая неудача Гоголя. Получилась всего лишь сатира, хотя он замахивался на гораздо большее. "Тарас Бульба" - несимпатичный главный герой, много жестокости. "Бесы" - Достоевский не смог правдиво и объективно описать революционное движение, роман вызывает ощущение недостоверности.
А я считаю, что классика, которую заставляют (!) читать в школе совершенно не воспринимается в столь юном возрасте. Для того, чтобы осмыслить и понять эти книги нужно самому к ним прийти, а не "понял- не понял, но прочитать обязательно ".