Существует несколько теорий о том, какое из синоптических Евангелий самое раннее. Это вызвано многими факторами, прежде всего тем, что до нас не дошли самые первые рукописные варианты этих документов. Однако, доминирующая гипотеза в библеистике на данный момент отдаёт приоритет Евангелию от Марка в силу ряда серьёзных доказательств.
Одним из самых главных аргументов в пользу Евангелия от Марка является отсутствие совпадений в последовательности событий между Матфеем и Лукой против Марка. То есть, существует ситуация, когда Марк и Лука дают разную последовательность событий, Матфей согласен с Марком, а когда Марк и Матфей дают разную последовательность, то Лука согласен с Марком. Таким образом, у нас есть согласования в последовательности Марк-Лука против Матфея и Марк-Матфей против Луки. Однако не существует согласованности в материалах Матфея и Луки против Марка. Это наталкивает на вывод, что при написании собственного повествования и Матфей и Лука прибегали к воспроизведению некоторых аспектов из Евангелия от Марка, при этом добавляя свои собственные дополнения, которые уже, в свою очередь, и отличают эти Евангелия друг от друга.
Следующим доказательством приоритета Евангелия от Марка над другими является тот факт, что стилистика написания у Марка гораздо менее отточена, чем стилистика у Матфея и Луки. Если допустить, что Марк использовал в качестве источников Евангелия от Матфея или Луки, придется сказать, что он намеренно ухудшил стиль, создав более грубое и топорное повествование. Как минимум, это странно и нелогично – обычно существуют обратные тенденции, когда люди, используя какой-либо первоисточник для написания своего труда, наоборот улучшают качество повествования. На основании этого мы можем сказать, что ни Матфей, ни Лука не использовали Марка как источник, ведь если бы так и было, то подобная практика противоречила бы всем известным нам аналогиям из других письменных документов.
Это дополняет тот факт, что некоторые фразы в Евангелии от Марка, которые трудны для понимания, являются фактически ошибочными или же содержат двусмысленные намеки, отсутствуют в параллельных местах Матфея и Луки. Например, согласно Марку, когда Давид вошел в дом Божий, первосвященником был Авиафар: «Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?» (Марка 2:25-26).
Однако это противоречит тому рассказу, на который ссылается Марк – в 1-ом Цар. 21:1-7, там первосвященником является Ахимелех: «И пришел Давид в Номву к Ахимелеху священнику, и смутился Ахимелех при встрече с Давидом и сказал ему: почему ты один, и никого нет с тобою?» (1-ое Царств 21:1). Очевидно, найдя это несоответствие, в Евангелиях от Матфея и от Луки авторы упоминание про Авиафара опускают. Вот так эта история передана у Матфея: «Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» (Матфея 12:3). И у Луки: «Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?» (Лука 6:3-4). И подобных примеров довольно много. Очевидно, что Матфей и Лука, при использовании в качестве источника Евангелие от Марка, специально изменяли или вовсе убирали спорные моменты.
Также, мы можем наблюдать более негативный образ апостолов у Марка, чем у Матфея и Луки. В ранней церкви с течением времени росло уважение к апостолам, которых стали считать столпами церкви. Логично, что в более поздних повествованиях будет наблюдаться тенденция к улучшению образа апостолов. Собственно, это мы и видим – Матфей и Лука часто смягчают резкие и довольно категоричные высказывания Марка об апостолах.
Например, в Евангелии от Марка есть высказывания жестокосердии учеников Христа: «И они [апостолы] чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. (Марка 6:51-52)». Матфей же не упоминает об окаменевших сердцах апостолов. У Марка говорится, что апостолы не могли понять Его учение: «Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись» (Марка 9:32). У Матфея подобных строк мы найти не можем. Лука, например, смягчает рассказ Марка об отречении Петра от Христа после Его распятия. В Евангелии от Марка мы видим явное отречение: «не знаю этого человека» (Марка 14:71), которое у Луки превращается всего лишь в мягкий уход от темы: «не знаю, что ты говоришь» (Лука 22:60). Лука также убирает резкий упрёк, который делает Христос Петру. У Марка присутствует обращение Христа к Петру: «Отойди от меня, сатана!» (Марка 8:33), а Лука в своём рассказе это опустил. В целом, все это говорит о влиянии богословской стадии развития ранней Церкви на написание Евангелий от Луки и Матфея, и отсутствии такового на Евангелие от Марка, что ставит последнее в положение более раннего по сравнению с двумя другими.
В принципе, разные стадии богословского развития понимания некоторых моментов в Новом Завете имеет и другие примеры. Например, в притче о злых виноградарях, согласно Марку, когда хозяин виноградника послал своего сына в виноградник, чтобы получить доход, виноградари, «схвативши его, убили и выбросили вон из виноградника». Матфей и Лука заменили порядок действий в этой притче, сделав своего рода отсылку к тому, что случилось с Иисусом, когда он был распят за пределами городских стен. Соответственно они меняют последовательность фраз: «Они выбросили его вон из виноградника и убили» (Матфей 21:39; Лука 20:15). Подобная трактовка и аналогия с казнью Христа появилась намного позже и, очевидно, раз у Марка мы подобного не наблюдаем, можно сделать вывод, что он писал раньше появления таких интерпретаций.
Есть ещё некоторые тезисы, которые доказывают то, что Евангелие от Марка было написано раньше остальных синоптических Евангелий. Однако даже на основании вышеизложенных доводов мы можем признать всю состоятельность теории о создании Евангелия от Марка раньше двух других - Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки.
Согласно мнению большинства библеистов, самым ранним является Евангелие от Марка. О нем см. подробнее тут: https://news.mail.ru/society/41320899/?frommail=10