Да почти всё, во что я верила в детстве, оказалось иллюзией. Например иллюзия счастья из фильма "Доживем до понедельника". Я долго и свято верила в то самое определение - "счастье, это когда тебя понимают". Что-то из разряда: любите меня, я хороший, - просто это надо найти, раскопать, разыскать где-то в толщах моего бессознательного. Моей тревожной и неуёмной души, где сам черт ногу сломит. Неправда. Надо сначала самому разобрать свои завалы и подвалы. Надо сначала самому себя постараться понять. А для этого надо долго и трудно понимать других. Формула "счастье - это когда тебя понимают" невероятно эгоцентрична для советского человека. Мне она долго сбивала настройки.
Также искренно я поверила в дружбу, возможную после жестокой драки - из книги польско-индейского писателя Сат Ока "Земля соленых скал. Таинственные следы". Очень добрая на самом деле книга про жизнь индейцев северной Америки, - история взросления от трехлетнего "ути" до юного воина, сына вождя и его друга Неистовую Рысь, с которым он сцепился поначалу на на жизнь а не смерть. Не сбылось. Обычно первое и нехорошее впечатление о человеке определяет все последующие взаимоотношения, у меня не было примеров, подтвердивших бы Сат-окову правоту. Когда тебя сначала попытались подломить, подчинить, попрессовать, а потом "предлагают дружбу на особых условиях" - это манипуляция доминирования. Во всяком случае первое отрицательное впечатление о человеке меня еще ни разу не подвело. В дружбу после "неспортивной" драки - нет, не верю. Между тем в детстве именно эта иллюзия создавала другую - что в жизни все можно исправить. Достаточно протянутой руки. Мизинчика и "мирись-мирись-больше не дерись". Не-а. В дружбе, как и в любви, симпатия должна быть изначальной и взаимной. Природой так предусмотрено: мы интуитивно настроены искать своих. По образу, подобию, взглядам, каким-то общим и тайным обстоятельствам взросления, схожим направленностям и прочим "био,-психоритмам". Может, у кого-то и были обратные примеры, у меня - нет.
Была еще вера в идеальных людей. Спровоцирована она была отнюдь не фильмами о Павке Корчагине или о пионерах-героях: в советских фильмах про войну, включая гражданскую, жили люди - отважные, добрые, яростные, страдающие. Зато в черно-белых "Горизонтах" всё было иначе. Там, на высоких партийных съездах выступали люди-боги. И на них, забыв дышать и неуемно аплодируя, влюбленно смотрели мужчины и женщины в строгих костюмах. В младшей школе я вообще думала, что волшебную должность "генеральный секретарь ЦК КПСС" занимает некий светлый инопланетный разум, умеющий обращаться подобием человека. Который не есть, не пьет, сортир не посещает. Ибо состоит исключительно из забот о мире во всем мире и о том, чтобы больше ни одна японская девочка с бумажным журавликом никогда б не умерла от лучевой болезни. Многие из нас тогда плакали о судьбе Садако Сасари, 12-летней девочки из песни Владимира Лазарева "Японский журавлик":
Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,
Бумажного журавлика товарищ мне привез.
С ним связана история, история одна -
Про девочку, которая была облучена.
Припев:
Тебе я бумажные крылья расправлю,
Лети, и вернись в этот мир, этот мир,
Журавлик, журавлик, японский журавлик,
Ты вечно живой сувенир.
"Когда увижу солнышко?" - спросила у врача
(А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча).
И врач ответил девочке: "Когда придёт весна,
И тысячу журавликов ты сделаешь сама".
Но девочка не выжила и вскоре умерла,
И тысячу журавликов не сделала она.
Последний журавлёночек упал из детских рук -
И девочка не выжила, как многие вокруг.
~~~~~~~~~~
Странная это была песня. Каждый раз, когда звучали первые аккорды, верилось, что Садако выживет. Но затем... конец иллюзии.