Аристотель критически относился к учению своего учителя Платона об идеальном государстве - в т.ч. считал, что общность жён, детей и имуществ (рекомендация Платона для элиты) уничтожит любое государство. Его модель идеального государства - не запредельный идеал (как у Платона), а наилучшее из возможного в человеческом обществе. Аристотель - защитник прав индивида, моногамной семьи и частной собственности. При этом он был человеком своего времени и своей страны (афинской политии): у него отсутствует идея либерализма - принципиального ограничения власти (для него "человек - животное политическое", а не только общественное, высшая доблесть гражданина - умереть за свой город, интерес государства выше прав человека, а охрана индивидуальных свобод - интерес полиса), зато есть апология рабства (исключительно для психически неполноценных - тех, кто неспособен сознательно регулировать своё поведение и нуждается в поводыре: к эллинским военнопленным не относится, но относится к большинству человечества - целым "варварским" народам).
В учении о государственном управлении Аристотель исповедовал умеренность во всём: опорой государства считал средний класс (мелких собственников), а главной опасностью - концентрацию власти у 1 человека или узкой группы лиц, другая опасность - избыток бедняков и пришельцев. Выступал за оптимальную численность граждан - не слишком маленькую (чтобы полис мог себя защищать) и не слишком большую (чтобы все знали друг друга - иначе неизбежны безнаказанные преступления, идеал - эллинский полис, где все могут собраться на площадь). Признавал 3 годные системы управления (монархия, аристократия, полития) и их нежелательные извращённые формы (тирания, олигархия, демократия). Разница - кто кому служит, система управления обществу или наоборот - в интересах причастной к ней части населения (соответственно - 1 человеку, богатой клике или беднякам).
Отдельно выделял деспотию (модель - империи Востока): система управления, отбросившая право и реализующая свои интересы с опорой не на согласие управляемых, а на голую силу - соответственно, обнуление гражданских свобод (каждый что-то делает не по своему решению, а по фатальной необходимости). Как видим, ограничение власти у Аристотеля отсутствует как сознательный принцип, но присутствует скрыто - со временем из этого вырастет и римское право, и вся либеральная философия.