Должен быть пул книг - около 1000 названий. Ученик должен сам выбирать книги из этого пула (в идеале ему можно дать право самому добавлять книги в пул, но для этого он должен аргументировать художественую ценность книги, что до 7-8 класса довольно трудно).
Ученик должен до конца школы выбрать 100 книг. По каждой книге он сдает тест на прочтение (знание текста), затем пишет свободное сочинение (именно сочинение, а не литературоведческую работу - эссе). Делает устный доклад.
Роль учителя: помочь анализировать тексты, дать основы теории литературы, организовать дискуссии, ворк-шопы, помочь написать сочинение, помочь с окололитературными знаниями.
Кроме того на более высоком уровне учитель помогает ученику самому написать рассказ или повесть (это должно быть частью урока литературы) и создать критическую статью.
Изучение биографий писателей и окололитературщины сводится к минимуму. От этого ученики сильно скучают. Но зато вводится элемент связи литературы с с историей, плюс часть литературы должна быть прочитана на иностранном языке, который изучает школьник.
Мой телеграм о литературе: https://t.me/smertavtora
Я бы сделал литературу после 7 класса предметом по выбору. Чтение художественной литературы, предлагаемой к прочтению в школе, для многих людей представляет собой пустую и даже вредную трату времени. Они не получают от этого никакого удовольствия и никакой пользы. Поэтому я считаю, что после 7 класса никто не должен принуждаться к чтению художественной литературы.