Габитус – одно из ключевых понятий в теории выдающегося французского социолога современности Пьера Бурдье. Однако, оно может быть относительно просто проиллюстрировано при помощи примера.
Габитус, если коротко сформулировать сущность понятия, – это "история, вписанная в тело человека". Т.е. термин описывает единство биологического, социального и культурного в человеке.
Теперь представьте, что не только внешний вид, но и психомоторные реакции, определенные социальные действия, т.е. все, что доведено до автоматизма, "реакции" – это и есть определенный габитус. В дословном переводе "габитус" – сумма привычек.
Самые простые примеры из второй половины XIX века: буржуа, рабочий, интеллигент, дворянин.
Нынешние: врач государственной поликлиники, чиновник, водитель такси, бизнесмен средней руки.
В габитусе должны быть обязательно представлены групповые черты (черты группового габитуса, общие для членов социальной группы или класса), но присутствуют и особенности личной траектории индивида.
Поэтому нередко встречаются габитусы, соединяющие разные пласты социального опыта и даже исторического времени. Например, водитель такси может быть очень интеллигентен, а врач государственной поликлиники, где-нибудь под Наро-Фоминском, лучше говорит на азербайджанском, чем на русском.
Наш преподаватель давал аналогию с тем, как мы на автомате перемещаемся по метро: не смотря на указатели идем в нужную сторону, на эскалаторе встаем справа и т.д. Так же мы ориентируемся в социальном пространстве за счет приобретенных практик и на автопилоте перемещаемся в социальном пространстве, совершая определенные действия, позыв к которым выучили ранее.
Не понимаю, зачем нужны примеры. Этот латинский термин в медицине буквально означает внешний вид. В переносном смысле - внушительну внешность, внушающую уважение.