Начнем с того, что в европейских странах подземных и надземных переходов практически нет, за исключением стран Восточного блока, где спальные районы застраивались по советским нормам, которые обязательно включали в себя подземные переходы. В Европе также в местах выхода из метро всегда существует альтернатива перейти улицу в том же месте по земле. В некоторых европейских странах подземные переходы всё же есть - в Швеции и Великобритании точно, но в последнее время они и там массово закапываются и превращаются в наземные. В США подземные переходы отсутствуют как класс, даже в самом загруженном Нью-Йорке. Собственно внеуличные переходы - особенность бывших социалистических стран. В каком-нибудь Шанхае или Пекине их также много, как в Киеве или Москве.
Подземные переходы - это следствие менталитета, традиционного приоритета автомобилей над пешеходами. В СССР, например, не было обязанности пропускать пешеходов, не было вообще: даже переходя на зеленый, пешеходы уступали машинам, поворачивающим направо. Тоже самое сейчас сохраняется в Китае и КНДР, где пешеход не обладает никакими правами. Откуда возник этот приоритет водителей? Во-первых, отрицание частной собственности и бедность не позволяли этим странам запустить масштабную автомобилизацию и личного транспорта почти не было, а грузовой и пассажирский оказался куда значимей, чем пешеходы. Машин было мало, а людей много, целые толпы, и было удобней, чтобы пешеходы спускались под землю и не бегали толпами под колесами. Поэтому власти СССР и Китая старались по максимуму расчистить дорогу водителям грузовиков и автобусов - для упрощения их работы, и строили подземные переходы.
Конечно, есть ещё одна причина - европейские города представляют из себя узкие улицы в одну-две полосы, особенно в центре. Магистральные дороги редко превышают 4 полосы. Американские города строились в виде "прямоугольной сетки", где перекрестки расположены через каждые 100-200 метров, а светофоры настроены на минимизацию пробок. В Москве же наоборот есть широкие улицы из 10-12 полос прямо в центре, без светофоров, с ограничением скорости 80 и фактическим 100 км/ч, аналогов чему нет в Европе. В Питере такого тоже почти нет, за исключением спальных районов, которые строились по советским планам.
Теперь к самому вопросу - нужны ли подземные переходы. Я считаю, что практически не нужны. Их можно оставить на важнейших транспортных артериях вроде Кутузовского проспекта или Смоленского бульвара в Москве. Инфраструктура Москвы рассчитана именно на беспрерывное движение на таких улицах. А вот на менее значимых дорогах подземные переходы надо убирать, заменять на наземные, ведь на многих улицах сейчас можно встретить такое: на остановке подземный переход, а через 300 метров вообще нерегулируемый. Это делалось, напомню, для того, чтобы убрать пешеходов в самых оживленных местах. Сейчас нужды в этом уже нет. Аналогично нужно убирать подземные переходы на перекрестках и рисовать зебры. Если что, использовать фазу "зеленый всем пешеходам, красный всем машинам".
Появление новых светофоров на большинстве улиц пробок не создаст - светофоры выполняют регулирующую поток функцию: чем чаще они расположены, тем сильнее "разбивается" поток машин, тем меньше их скапливается в одном месте, соответственно тем выше пропускная способность. Придется пожертвовать скоростью движения, но чем ниже скорость - тем выше безопасность. Важно правильное регулирование наземных переходов: зеленая волна для автомобилистов там, где нет перекрестков, "умные" светофоры там, где есть.
Внеуличные переходы - это, во-первых, неудобства для пожилых людей, инвалидов, людей с лишним весом или сердечно-сосудистыми заболеваниями. Во-вторых, это портит туристический облик города вплоть до того, что западные туристы порой не могут понять, где и как им переходить дорогу. В-третьих, это (внезапно!) не способствует безопасности - зачастую пешеходы, не желая тратить время на спуск-подъем, перебегают дорогу в неположенном месте. Ну и наконец это повышает криминальную обстановку. Да и вообще подземные переходы - свидетельство нецивилизованности. В цивилизованном мире существует следующий принцип приоритетов: пешеход > велосипедист > общественный транспорт > личный транспорт. Вот этому и надо следовать, если мы хотим жить в современном городе.
вы фашист
Если лестница ведущая вниз является не социальной и не в могилу, то ее вполне можно использовать без особого вреда. Сомневаюсь, что безопасность пешехода должна страдать только потому что он не хочет (!) опускаться в глазах водителя ;)
А в чем, собственно, проблема с подземными переходами? Зачастую они - единственный способ перейти с одной стороны оживленной магистрали на другую. Так что скорее их отсутствие, а не наличие унижают пешехода.
Чем? Гораздо удобнее, чем на верхотуру переться, надежно и практично. Лучшая защита от водителей-долбо@@ов. А чтобы в дожди их водой не заливало нужно хорошие водостоки делать.