"Мефистофель" Иштвана Сабо.
Классическая "сделка с дьяволом", шаг за шагом. Человек искусства - старается быть вне политики, вполне порядочный. По факту принятие шажок за шажком благосклонного внимания нацистов, пришедших к власти, приводит к внутреннему моральному и поведенческому разрушению. Проще посмотреть, чем пересказывать. Классика.
То есть суть когнитивного диссонанса: человека мягко побуждают сделать или сказать (крайне желательно именно публично) что-то, что не совсем соответствует его внутренней позиции.
Чуть-чуть в классическом варианте. И мягко: критически важно, чтобы у человека не было внутреннего объяснения, что его заставили; что это он сделал под давлением внешних причин: серьёзной угрозы или "за" очевидное вознаграждение.
То есть мы же себе - верим. И тогда вслед за поведенческим проявлением/заявлением сдвигается в ту же сторону и внутренняя установка.
Затем ещё человека мягко двигают на шажок.
Так, собственно, и - опускают. Или - воспитывают. Или - вербуют.
Ну, вот в фильме - как раз что значит сказать фашикам у власти - "ммм... нуу... ну не совсем... но может быть..."
В смысле, я про фильм, в фильме фашики.
...Актуально. Очень((
Очень.
"Джокер" Тодда Филипса. У главного героя сплошной когнитивный диссонанс.
Шоу Трумана, там пример достаточно комичный, живет себе парень, папу потерял во время шторма, а потом гоп, и встречает его на улице, вот это действительно диссонанс, при том там весь фильм из подобных простых примеров.