Дискретный (прерывистый) характер процесса обмена энергией между взаимодействующими объектами подтверждается целым рядом физических экспериментов, наиболее известными среди которых являются фотоэффект и эффект Комптона.
Что же касается теоретического доказательства этого утверждения, то обладая статусом закона природы, оно в таковом и не нуждается в принципе. Так уж устроен мир. Тем не менее, порционность (квантованность) энергии можно попробовать обосновать, исходя из следующих соображений самого общего характера.
Как известно, обмен энергией в ходе взаимодействия приводит к изменению текущего состояния участвующих в нем объектов. Например, становится другой скорость их перемещения, как по величине, так и по направлению. Если бы природой не было предусмотрено существования пауз в процессе взаимодействия, то объекты вообще не могли бы реагировать на произошедшее изменение их энергии. Другими словами, в случае непрерывного поступления энергии, объект, еще не успев отработать до конца одно свое ответное (предыдущее) действие, например, поворот направо, должен будет начинать реагировать на продолжающую поступать энергию, теперь уже требующую от него поворота, например, налево. В итоге, объект никогда не сможет повернуть ни в одну, ни в другую сторону на ожидаемый угол, а будет только дергаться (рыскать) по ходу своего прямолинейного перемещения.
И только благодаря тому, что все объекты существуют не только в пространстве, но и во времени, обладающем дискретной структурой, они получают возможность периодически терять и вновь обретать способность к взаимодействию.
Дело в том, что временной континуум образован сменяющими друг друга мгновениями настоящего или мгновениями «теперь», как называл их Аристотель. Различать последовательные мгновения настоящего времени позволяет наличие между ними промежутков времени конечной длительности. В противном случае, все эти мгновения слились бы в одно, утратив свою способность вызывать ощущение времени. Аристотель «Физика», Книга четвертая, гл. 11: «… Мы разграничиваем их [предыдущее и последующее «теперь»] тем, что воспринимаем один раз одно, другой раз другое, а между ними — нечто отличное от них …».
Так вот, открывшись в данное мгновение настоящего времени для приема энергии, наблюдаемый объект перестает быть доступным для нового акта взаимодействия вплоть до наступления следующего мгновения «теперь». И как раз за этот промежуток времени он благополучно успевает полностью использовать полученную энергию, изменив соответствующим образом свое состояние и будучи готовым к продолжению энергетического обмена.