Можно допустить конспирологическую версию, что дали "Фантастической женщине" за то, что она сейчас актуальнее: это кино про трансгендерную женщину, которая пытается пережить смерть пожилого возлюбленного, вдобавок подвергаясь травле его семьи. Как и "Форма воды", это местами эффектное, а местами очень топорное кино на важную тему, снятое чилийцем Себастьяном Лелио.
Если же попытаться взглянуть иначе (а награда "Женщине" казалась очевидной, ну насколько очевидна в отношении "Оскара" мысль "эта тема сейчас актуальнее всех остальных, но могут быть сюрпризы"), то мы имеем приз для кинематографа Чили. В прошлом году отметили Иран, в позапрошлом Венгрию, еще годом раньше - Польшу. России в этом списке давно не было, но на повестке дня как на зло всегда оказывается что-то важнее экзистенциальных притч о тяжести быта.
Вдобавок "Нелюбви" вообще не очень везло: то "Квадрат" отнимет главный приз, то народная любовь уйдет к "Аритмии" (это спорный пункт). Не считая "Сезара" и других приятных призов, складывается впечатление, что чего-то фильму не хватает для решительного шага. И вот на "Оскаре" история повторилась: может, не хватило темы, может - хотя бы симуляции человечности.
Кому нужны российские сопли.
По моему мнению, "Нелюбовь" не взяла "Оскар" по одной банальной причине: темы, поднятые в фильме, на данный момент не являются супер волнующими общественность.