Я мог бы сыронизировать, дескать католические центры науки и образования трудно не заметить по нескончаемым педофилическим скандалам (вплоть до современности). Но не стану этого делать, ибо если данное явление и имеет какое-то отношение к прогрессивной деятельности католических монастырей - то мне об этом не известно.
Также у меня чешутся руки написать о Папе Льве Седьмом, который склеил ласты от инфаркта, находясь на своей подруге (хотя, данный факт у меня не вызывает неприятия, в отличие от католиков). Или черкнуть пару слов об Иоанне Двенадцатом, которого убил на месте преступления муж его любовницы. Но вот о клане Пап из семейства Борджиа, которые вошли в историю, как сатанисты и серийные убийцы - мне писать не хотелось бы. Потому я не стану всего этого писать по вышеуказанной причине. Неправильно это.
Пожалуй, попробую ответить на вопрос без чернухи, на малую часть которой я лишь намекнул. Для поднятия духа католиков - чтоб им не было обидно - могу сообщить, что у нас тоже случаются гомосяцкие скандалы в монашьей среде. Конечно, с вышеперечисленными деяниями католических пастырей - не сравнить, но хоть что-то, чтоб не показаться субъективным.
Причин расхождения в моделях организации монастырей и степени их мирской утилитарности - наверное, много. Не стоит упрощать то, что формировалось многие сотни лет в богосфере, в разной культурной и исторической среде, у разных народов с разной ментальностью.
Начну с того, что христианству - две тысячи лет. Христианству на нашей земле - на тысячу лет меньше. Это серьезная разница. По Европе христианство активно распространялось, начиная с пятого - шестого веков. То есть, к моменту начала христианизации Руси, совпавшему с расколом мирового христианства на католицизм и православие - европейское христианство уже имело историю в полтыщи лет, сформировавшиеся традиции и религиозные каноны. Мы же на тот момент были язычниками, которым огнем и мечом стали насаждать христианство. Насаждаемое волей и силой - вызывает отторжение и страх. Вот пришли интересные чуваки и сказали - снимай свое барахло из Красного угла в твоей избе и вешай туда Христа в рамочке. А твои деды, прадеды и прочие пращуры - молились этому самому барахлу сотни лет. Как так? Какая, нахрен наука и культура? А интересным чувакам зачем наука и культура? Их дело обратить тебя в свою веру, подчинить своей воле. В той же Европе - местами тоже такое было. Но это было архидавно, а потому потеряло остроту в восприятии.
Уже на старте у нас были разные позиции. Их монахи заезжали к нам в Новгород, да в Киев - вести ~~пропаганду ~~ миссионерскую деятельность. Вот мы и начали с чистого листа - с православия, мол, мы такие же, но сами разберемся, каким образом нам верить в Бога. Полагаю, в те времена это было вопросом суверенитета: католики - фанаты властной вертикали: Папа для них - заместитель Бога в его отсутствие в расположении части. Папа издает догмы, обязательные к исполнению, ему все подчиняются. С какого перепугу нам кому-то подчиняться? Так что выбор своего, альтернативного пути - был на тот момент объективной необходимостью.
Насчёт нашего пути и его предпосылок - все предельно ясно. Интереснее, как западные христиане (позднее - католики) докатились до культурных центров на базе монастырей:
Христианство в Европу затекало тремя фронтами. Каждый из них либо преодолевал, либо интегрировался в уже существующие культуры. На самом деле в Европе мир крутился не вокруг монастырей, а вокруг епископств. И в этих епископствах - было то ещё религиозное средневековье(в худшем смысле этого слова) Но к счастью для будущих монастырских католиков - существовала такая страна - Иберия. Сегодня она известна, как Ирландия. Туда христианство зашло легко и непринужденно. Занимательный факт: у ирландцев нет ни одного великомученика. Их кельтское язычество очень гармонично трансформировалось в христианство - безо всякого насилия и принуждения. Христианство в Ирландии не требовало отречения от прошлого, все происходило по любви. Особенность Иберии - отсутствие городов. А потому центры христианства образовывались в монастырях маленьких и очень маленьких, что оставляло некоторую свободу творчества. Если вы глянете на дожившие до нашего времени произведения ювелирного искусства и иллюминирования рукописей, которыми славились ирландские монастыри - вы будете впечатлены уровнем - а это, на минуточку, шестой век.
Вот эти ирландские монахи и пошли с миссионерской деятельностью по всей Европе, организовывая свои монастыри на местах. Таким образом, они, являясь представителями сил добра, разбавили собой формирующуюся религиозную сферу, скатывавшуюся в отдельных местах в терминальную упоротость.
Культурное развитие ирландцев контрастировало с остальным европейским. Это привлекало внимание и служило примером. Эта самая монастырская модель организации снискала популярность в массах. Епископства стали терять авторитет, миряне потянулись к монастырям приобщиться к высокому-прекрасному. Когда мы видим произведение искусства - мы обязательно связываем его существование с личностью, создавшей его, пытаемся узнать об этой личности больше. Лучшая реклама. У нас не было в соседях ирландцев, которые показали бы нам пример модели организации. А для создания своего - недоставало опыта, истории и толкового промоушена. Новички, соревнуясь со старичками - всегда допускают ошибки. На эти ошибки - наслаиваются другие, как снежный ком. Такой вот альтернативный путь. Отмечу, что обсуждаемые мною косяки относятся исключительно к менеджерам, не к вере, или Богу. Я уважаю чувства верующих, но сам к ним не отношусь. С детства для меня церковь - что то мрачное, угрюмое, трагичное и уместное только на кладбище. Простите, если кого обидел - не со зла.
Следует также отметить и положительную сторону такого расклада с культурой, наукой и церковью у нас: пандемии и эпидемии, унесшие сотни миллионов жизней по всему миру - укрепляли положение церкви, но только не у нас. Люди считали неизлечимые смертельные болезни наказанием от Господа. В России была единственная значительная эпидемия чумы в семнадцатом веке. Государство не стало отдавать на откуп церкви проблему и приняло жёсткие меры. В те времена схема противостояния эпидемиям была везде примерно одинаковой. Но у нас она реализовывалась и имела успех. Жёсткий карантин, оцепление заражённых областей, противоэпидемические меры позволили минимизировать ущерб. В ту эпидемию погибло от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч. В Европе - гибли десятками миллионов. Примерно в те же года только в одном Лондоне за раз погибло сто тыс человек. В Неаполе - двести тысяч. Люди стремились в эти культурно-просветительские монастыри в поисках спасения у Бога и продвинутых монахов. Но по факту - лишь увеличивали масштабы катастрофы. Во время пандемии чумы в четырнадцатом веке за два года в Европе погибло 25 млн человек. Я понимаю, что это - слабый аргумент, но другого у меня для вас нет )
Резюмирую: если честно, мне не по себе, как представлю наши монастыри, занимающиеся наукой и образовательной деятельностью в широких массах, хоть я и достаточно консервативен и в своей жизни встречал кристально чистых душой и помыслами работников культа.
Иберия - это Пиренейский полуостров, а также Грузия, но никак не Ирландия. Ирландия по-латыни называлась Гиберния.