Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему католические монастыри зачастую (вплоть до современности) были центрами науки и образования, а православные — нет?

Образование
Всеволод Морейдо
  · 2,3 K

Я мог бы сыронизировать, дескать католические центры науки и образования трудно не заметить по нескончаемым педофилическим скандалам (вплоть до современности). Но не стану этого делать, ибо если данное явление и имеет какое-то отношение к прогрессивной деятельности католических монастырей - то мне об этом не известно.

Также у меня чешутся руки написать о Папе Льве Седьмом, который склеил ласты от инфаркта, находясь на своей подруге (хотя, данный факт у меня не вызывает неприятия, в отличие от католиков). Или черкнуть пару слов об Иоанне Двенадцатом, которого убил на месте преступления муж его любовницы.  Но вот о клане Пап из семейства Борджиа, которые вошли в историю, как сатанисты и серийные убийцы - мне писать не хотелось бы. Потому я не стану всего этого писать по вышеуказанной причине. Неправильно это.

Пожалуй, попробую ответить на вопрос без чернухи, на малую часть которой я лишь намекнул. Для поднятия духа католиков - чтоб им не было обидно - могу сообщить, что у нас тоже случаются гомосяцкие скандалы в монашьей среде. Конечно, с вышеперечисленными деяниями католических пастырей - не сравнить, но хоть что-то, чтоб не показаться субъективным. 

Причин расхождения в моделях организации монастырей и степени их мирской утилитарности - наверное, много. Не стоит упрощать то, что формировалось многие сотни лет в богосфере, в разной культурной и исторической среде, у разных народов с разной ментальностью.

Начну с того, что христианству - две тысячи лет. Христианству на нашей земле - на тысячу лет меньше. Это серьезная разница.  По Европе христианство активно распространялось, начиная с пятого - шестого веков. То есть, к моменту начала христианизации Руси, совпавшему с расколом мирового христианства на католицизм и православие - европейское христианство уже имело историю в полтыщи лет, сформировавшиеся традиции и религиозные каноны. Мы же на тот момент были язычниками, которым огнем и мечом стали насаждать христианство. Насаждаемое волей и силой - вызывает отторжение и страх. Вот пришли интересные чуваки и сказали - снимай свое барахло из Красного угла в твоей избе и вешай туда Христа в рамочке. А твои деды, прадеды и прочие пращуры - молились этому самому барахлу сотни лет. Как так? Какая, нахрен наука и культура? А интересным чувакам зачем наука и культура? Их дело обратить тебя в свою веру, подчинить своей воле. В той же Европе - местами тоже такое было. Но это было архидавно, а потому потеряло остроту в восприятии.

Уже на старте у нас были разные позиции. Их монахи заезжали к нам в Новгород, да в Киев - вести ~~пропаганду ~~ миссионерскую деятельность. Вот мы и начали с чистого листа - с православия, мол, мы такие же, но сами разберемся, каким образом нам верить в Бога. Полагаю, в те времена это было вопросом суверенитета: католики - фанаты властной вертикали: Папа для них - заместитель Бога в его отсутствие в расположении части. Папа издает догмы, обязательные к исполнению, ему все подчиняются. С какого перепугу нам кому-то подчиняться? Так что выбор своего, альтернативного пути - был на тот момент объективной необходимостью. 

Насчёт нашего пути и его предпосылок - все предельно ясно. Интереснее, как западные христиане (позднее - католики) докатились до культурных центров на базе монастырей: 

Христианство в Европу затекало тремя фронтами. Каждый из них либо преодолевал, либо интегрировался в уже существующие культуры. На самом деле в Европе мир крутился не вокруг монастырей, а вокруг епископств. И в этих епископствах - было то ещё религиозное средневековье(в худшем смысле этого слова)  Но к счастью для будущих монастырских католиков - существовала такая страна - Иберия. Сегодня она известна, как Ирландия. Туда христианство зашло легко и непринужденно. Занимательный факт: у ирландцев нет ни одного великомученика. Их кельтское язычество очень гармонично трансформировалось в христианство - безо всякого насилия и принуждения. Христианство в Ирландии не требовало отречения от прошлого, все происходило по любви. Особенность Иберии - отсутствие городов. А потому центры христианства образовывались в монастырях маленьких и очень маленьких, что оставляло некоторую свободу творчества. Если вы глянете на дожившие до нашего времени произведения ювелирного искусства и иллюминирования рукописей, которыми славились ирландские монастыри - вы будете впечатлены уровнем - а это, на минуточку, шестой век. 

Вот эти ирландские монахи и пошли с миссионерской деятельностью по всей Европе, организовывая свои монастыри на местах. Таким образом, они, являясь представителями сил добра, разбавили собой формирующуюся религиозную сферу, скатывавшуюся в отдельных местах в терминальную упоротость. 

Культурное развитие ирландцев контрастировало с остальным европейским. Это привлекало внимание и служило примером. Эта самая монастырская модель организации снискала популярность в массах. Епископства стали терять авторитет, миряне потянулись к монастырям приобщиться к высокому-прекрасному. Когда мы видим произведение искусства - мы обязательно связываем его существование с личностью, создавшей его, пытаемся узнать об этой личности больше. Лучшая реклама. У нас не было в соседях ирландцев, которые показали бы нам пример модели организации. А для создания своего - недоставало опыта, истории и толкового промоушена. Новички, соревнуясь со старичками - всегда допускают ошибки. На эти ошибки - наслаиваются другие, как снежный ком. Такой вот альтернативный путь. Отмечу, что обсуждаемые мною косяки относятся исключительно к менеджерам, не к вере, или Богу. Я уважаю чувства верующих, но сам к ним не отношусь. С детства для меня церковь - что то мрачное, угрюмое, трагичное и уместное только на кладбище. Простите, если кого обидел - не со зла.

Следует также отметить и положительную сторону такого расклада с культурой, наукой и церковью у нас: пандемии и эпидемии, унесшие сотни миллионов жизней по всему миру - укрепляли положение церкви, но только не у нас. Люди считали неизлечимые смертельные болезни наказанием от Господа. В России была единственная значительная эпидемия чумы в семнадцатом веке.  Государство не стало отдавать на откуп церкви проблему и приняло жёсткие меры. В те времена схема противостояния эпидемиям была везде примерно одинаковой. Но у нас она реализовывалась и имела успех. Жёсткий карантин, оцепление заражённых областей, противоэпидемические меры позволили минимизировать ущерб. В ту эпидемию погибло от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч. В Европе - гибли десятками миллионов. Примерно в те же года только в одном Лондоне за раз погибло сто тыс человек. В Неаполе - двести тысяч. Люди стремились в эти культурно-просветительские монастыри в поисках спасения у Бога и продвинутых монахов. Но по факту - лишь увеличивали масштабы катастрофы. Во время пандемии чумы в четырнадцатом веке за два года в Европе погибло 25 млн человек. Я понимаю, что это - слабый аргумент, но другого у меня для вас нет )

Резюмирую: если честно, мне не по себе, как представлю наши монастыри, занимающиеся наукой и образовательной деятельностью в широких массах, хоть я и достаточно консервативен и в своей жизни встречал кристально чистых душой и помыслами работников культа.

Иберия - это Пиренейский полуостров, а также Грузия, но никак не Ирландия. Ирландия по-латыни называлась Гиберния.

Химик, кристаллограф. Живу в Испании, раньше работал в Корее.  · 8 нояб 2019
Католические монастыри были центрами науки исключительно на фоне окружающего мира. В Византии гораздо лучше сохранились традиции античного светского образования, так что не было такого контраста между монахами и горожанами. В результате в отличие от Западной Европы православные монастыри занимались в основном религиозными делами, а светские обязанности, требовавшие... Читать далее
Из чего Вы вынесли суждение. что католические монастыри были центрами науки? Из художественных фильмов? Ни в каких... Читать дальше
пользователь TheQuestion.  · 8 нояб 2019
Я бы только добавил к другим ответам, что православные монастыри и в России тоже были центрами науки и образования. Но это закончилось примерно в то время, когда самостоятельность церкви закончилась в результате реформ предпринятых Петром I -- отмена патриаршества и включения церкви в систему государства на правах "ведомства православного исповедания". Петр I был... Читать далее
Муж жены. Учу жену щи варить  · 30 окт 2021
Я побывал в 3-х христианских церквах: православной, католической и протестантской.
Позволю себе дать им такие характеристики:
  1. Протестантская – это почти академия наук с поправкой на веру в Бога.
  2. Католическая – ассоциируется с залом в консерватории (Шопен, этюд номер 5) или скучным лекторием.
  3. Православная – ассоциируется с местом для отпевания покойников.
Электромонтёр. Времени много, читать люблю. Понемногу обо всем.  · 30 окт 2021
Ну, вообще то, духовенство было наиболее образованной частью населения и у нас, и в Европе. А, вот, считать монастыри "центрами образования" я бы поостерёгся. Для этого у духовенства (и у нас, и в Европе) имеются другие структуры... Просто, на некотором этапе, "светские" власти Европы использовали "церковные" школы для обучения чиновников (ну, а, за ними - и прочие "потя... Читать далее
Телеоператор, история, туризм и ножи.  · 30 окт 2021
В православных монастырях искали смысл жизни во внутреннем духовном перерождении, соотнесении себя с "греховной" сущностью человеческой плоти, а католические монахи очень часто искали "смысл жизни" не во внутреннем перерождении, а в "преодолении" всего, в том числе и окружающей, враждебной природы. Но это разделение поиска смысла жизни шло постепенно, в начале... Читать далее
Католик, врач-психиатр, работаю в Германии.  · 19 нояб 2019
Православные монастыри точно так же были центрами науки и образования. В Византии их роль несколько менее заметна, поскольку там с образованием всё было очень неплохо и помимо монастырей. А вот в Западной Европе и на Руси до появления первых светских университетов образованность вообще была только в монастырях. Да и первые университеты трудно назвать светскими... Читать далее
Католические монастыри были частью католической церкви, которая распространила своё влияние на огромное число стран. Нельзя управлять такой империей с помощью необразованных крестьян. К тому же служение предполагает умение читать, в основном священные тексты, но многие монахи с удовольствием поглощали любые знания из книг и на основе их и библии пытались понять... Читать далее
Но православные монастыри и были и есть отнюдь не только в России, но и на Ближнем Востоке, в Грузии, в Египте, в... Читать дальше