Смерть как условие, конечно, не является обязательной для того, чтобы произведение автора стало популярнее. Но дело в том, что многие творцы мыслят глобально и порой опережают свое поколение. Поэтому их идеи банально «доходят» до современников позже, чем они были придуманы. Иногда после смерти.
А если мы говорить, например, о России периода СССР и писателях того времени, то здесь большую роль играла цензура. Многие их произведения дошли до нас спустя десятилетия, но все еще не потеряли актуальности.
Возможно, здесь еще играет роль фактор того, что после смерти человек больше ничего не напишет. Его творческий путь закончен, и люди могут оценить все его наследие, проанализировать и составить целостное впечатление.
Пока человек жив, не известно, сколько подобных произведений он сделает еще. Может наплодить столько, что совсем обесценит свои творения. А может сделать какую-нибудь глупость, настроить против себя общество, и его вещи перестанут покупать. А когда человек умер, наступает некоторая определенность. Понятно, что больше уже ничего нового не появится и репутация уже устоялась...
Ценность произведений искусства складывается из очень многих факторов, и один из них – уникальность, неповторимость и «ограниченность партии». Смерть художника повышает ценность его существующих работ тем, что больше их появляться не будет.
Но смерть ни в коем случае не является ни необходимым, ни достаточным условием для обретения художником популярности и ценности.