Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему художники изображают Бога, ангелов и архангелов в виде людей, да еще и в одеждах?

Искусство и культура
Виктор Рюрик
  · 16,3 K
Первый
Работаю машинистом тепловоза. Был верующим, интересовался эзотерикой. Сейчас атеист и...  · 7 апр 2020

Я отвечу фрагментом из книги Паскаля Буайе "Объясняя религию":

"... В мифах и сказках мы находим сверхъестественные образы самых разных предметов и сущностей с самими разными онтологическими противоречиями: дома, которые помнят своих владельцев; плавающие в океане острова; дышащие горы. Однако социальную значимость, как правило, приобретают образы человекоподобных существ. У них тоже неизменно имеются какие-то противоестественные свойства: например, нестандартные биологические качества (они не едят, не растут, не умирают и т. д.) и зачастую нестандартные физические способности (проходят сквозь твердые поверхности, становятся невидимыми, меняют облик и т. п.), но человеческие умозаключения требуют, чтобы они во многом вели себя как люди. Придавая серьезное значение аспектам окружающего мира, не поддающимся непосредственному наблюдению, человек норовит населить воображаемую действительность людьми, а не животными, растениями или камнями.

Стремление кроить богов и духов по человеческим лекалам, наверное, одна из самых известных особенностей религии. Еще греки подмечали, что люди создают богов по собственному подобию. (Надо признать, греческие боги действительно были на редкость антропоморфны, а греческая мифология куда больше других религиозных доктрин похожа на мыльную оперу.) Об этом же саркастическое вольтеровское высказывание: если бы у тараканов имелся бог, это, скорее всего, был бы очень большой и могущественный таракан. ...

Как отмечает ... антрополог Стюарт Гатри, антропоморфные тенденции присутствуют не только в визуальной области, в изобразительном искусстве многих разных культур, но и в самом зрительном восприятии. То есть даже в самых неявных сигналах мы норовим усмотреть человеческие черты – лица в очертаниях облаков и человеческие тела в контурах деревьев и гор. То же самое относится и к образам религиозных сил, обладающих выраженным сходством с человеком. Традиционное объяснение выглядит так: мы придаем силам, которые управляют нашими судьбами, сходство с человеком, чтобы с меньшей опаской смотреть на собственное существование и окружающий мир. Проецируя человеческие черты на нечеловеческие аспекты действительности, мы делаем их роднее, а значит, они становятся не столь пугающими. Но, как утверждает Гатри, это мало похоже на правду. Боги и духи бывают опасными и мстительными не реже, чем помогающими и милостивыми. Более того, когда человеку страшно, его вряд ли успокоит присутствие рядом непонятных воображаемых сущностей. Представьте, что вы один в доме на безлюдной пустоши и вокруг слышатся непонятные звуки. Вам станет легче, если вы решите, что их издают невидимые вам существа? Не лучше ли списать шорохи и стуки на бьющую по стеклу ветку?

Гатри доказывает, что тяга к антропоморфизму проистекает из особенностей работы когнитивных систем и не связана с нашими предпочтениями, с желанием представить мир таким, а не другим. По его мнению, мы видим в сверхъестественном человеческие черты, потому что люди гораздо сложнее, чем другие виды объектов. Действительно, ничего более сложного, чем человек, мы не знаем. А когнитивные процессы стремятся извлечь из окружающей действительности как можно больше значимой информации (разумеется, автоматически, бессознательно) и произвести как можно больше умозаключений. Именно поэтому, сталкиваясь с неопределенным визуальным стимулом, люди часто «видят» лица в очертаниях гор и облаков. Наше воображение естественным образом рисует человекоподобные создания, поскольку интуитивное понимание людей у нас намного сложнее и шире, чем понимание механических и биологических процессов. С точки зрения Гатри, этим же объясняются и человекоподобные свойства богов и духов, которые, несмотря на стремление человека отличить их от себя, на самом деле создаются по его собственному образу и подобию.

Описанная у Гатри склонность к антропоморфизму определенно имеет место. Но прежде, чем разбираться, как она соотносится с представлениями человека о сверхъестественном, давайте несколько уточним это психологическое описание. Во-первых, нужно иметь в виду, что богам и духам мы приписываем не общий человеческий облик, а нечто более конкретное – человеческий разум. Человек допускает, что сверхъестественные сущности воспринимают происходящее, мыслят, обладают памятью и намерениями. При этом другие человеческие качества – наличие тела, питание, проживание с семьей или постепенное взросление и старение – на них распространяются не всегда. Насколько известно антропологам, разум – это единственное свойство, которое проецируется на сверхъестественные сущности в любом случае.

Во-вторых, разум подразумевается не только у человека. Как я уже упоминал в двух предыдущих главах, согласно нашим интуитивным предположениям, животные, как и люди, воспринимают происходящее вокруг, реагируют на события, имеют цели и строят планы. Интуитивные психологические умозаключения применяются к любым целеполагающим единицам, не только к людям. Поэтому весьма вероятно, что образы богов и духов в основном создаются согласно нашим интуитивным представлениям о деятельности как таковой (абстрактном качестве, присущем животным, людям, всему, что движется по собственной воле, преследуя собственные цели), а не только человеческой." ...

Жирным шрифтом я выделил ключевую, на мой взгляд, информацию, отвечающую на вопрос.

В этой книге Буайе очень подробно объясняет, как работает мозг человека с его когнитивными свойствами, почему человек вообще стремится выдумать что-то сверхестественное и почему оно имнно такое. Рекомендую к прочтению.

Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 6 апр 2020  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
А вы им запретите, гггг. Базовые принципы христианской иконографии зарождались в культурном котле позднего Рима еще до легализации самого христианства, не говоря уже о массовом обращении. Изображение четырех тетрархов при Диоклетиане уже функционирует как годный средневековый символизм, который позже только набирает разгон и входит в пик аж к самому Возрождению: Бог как... Читать далее
Яхве в Библии гуляет по райскому саду, приходит в гости к Аврааму, к Лоту, борется до зари с Израилем и т.д. Так... Читать дальше
Финансист, экономист по образованию Интересны так же философия, христианство.   · 8 апр 2020

Бог есть Совершенный Человек, а люди сотворены Им по образу и подобию Божьему. Ангелы и архангелы были людьми, поэтому и выглядят они, как люди. Одежды ангельские символизируют Истины, в которые они облекаются, как в одежды. Ангелы в виде младенцев ближе всего находятся к Богу и более тесно с Ним связаны.

Ползователь.   · 6 апр 2020
В последний день творения Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Таким образом, Он закончил Свою работу «личной подписью». Бог сформировал человека из пыли и дал ему жизнь, поделившись Своим собственным дыханием (Бытие 2:7). В связи с этим человек уникален среди всех Божьих творений, имея как материальную (тело), так и нематери... Читать далее
Человек я творческий, вижу красоту  · 11 июл 2020
Христианство пришедшее из Византии - это типично языческая, сектанская вера, извращённая до уровня сказок и она не имеет ничего общего с истинным христианством. … Хочу быть уверенным, что буду правильно понят в сказанном: Творец, Бог-Отец — это вовсе не старичок, сидящий на облачке или где-то ещё, что утверждают в примитивных сектах! Но Он — Вселенский Бескрайний и... Читать далее
"Об этом человеке известно только, что он не сидел в тюрьме, но почему не сидел –...  · 1 апр 2020
> 1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. > > 2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли,[2] Евр.13:2. 3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; 4 и... Читать далее
Профессия -. Род деятельности - писатель. Увлечение - . Темы - Христианство  · 6 апр 2020
Что касается данной Иконы-"Троицы"- то на ней нет Бога, хотя так и думает церковь, на ней нет архангелов, кто бы не думал, что они еть. Ангелы есть. Но не только. Есть еще тело Человека-образно. Вот вокруг стола, в центре которого Тело Человека -Ангелы и сидят. То есть, персон ЧЕТВЕРО и Икона не может называться троицей. И её Автор не Рублев, которого не существовало, а... Читать далее
Первый
Бог, ангелы - духовные личности . Как мы не можем видеть воздух так не можем видеть и ангелов, так как у них невидимые духвные тела и они живут в невидимой духовной сфере. В Библии ангелы обычно представлены как мужчины, и, материализуясь, они всегда принимали облик мужчин. Существует огромное количество ангелов-вестников, посредством которых Бог общался с людьми... Читать далее

Изображений Бога не существует, так как невозможно изобразить одновременно три ипостаси: Бог-отец, Бог-сын, Святой дух. Чаще всего изображают Иисуса Христа, так как эта ипостась Бога имела человеческое тело. При жизни Иисус, по известным свидетельствам, ходил в одеждах.

Все это фантазия тех кто рисует и какой вид они хотят придать. Стоит ли это чего нибудь? Нет не стоит. Всё делается для пущей важности. Как и все картины художников. Попробуй разберись что он хотел сказать. Если не знать его то ни когда не расшифруешь. Поэтому это только для гурманов.