Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему мы не прошли в школе ни одну книгу, где больше о счастье, чем о страдании?

ОбразованиеИскусство и культура+2
Диана Ветер
  · 5,7 K
главный редактор журнала поэзии «Воздух»  · 14 авг 2015

Вопрос ваш совершенно справедлив — и дело далеко не только в школьной программе. Проблема гораздо глубже. Так сложилось, что сочувствие, сострадание чужому несчастью, внимательное отношение к чужой проблеме, чужой беде — это нравственная норма. Речь не идёт о чистом и беспримесном альтруизме: ведь от несчастья нельзя зарекаться — и мы, сочувствуя другому, сознательно или бессознательно рассчитываем на то, что в случае чего посочувствуют и нам. Да и учиться на чужих примерах, на чужих ошибках гораздо лучше, чем самому влипать во все возможные трудности.

Напротив, сочувствие чужому счастью традиционно не входит в состав нравственных ценностей, которые мы считаем обязательными. Как максимум, от нас требуется чужому счастью не завидовать — да и это многим даётся нелегко. Почему так сложилось — не так-то просто понять. Возможно, потому, что от сочувствия чужому счастью — тебе самому не светит никакой практической пользы (ну, кроме хорошего настроения). То есть это, на эмоциональном уровне, гораздо более альтруистическое переживание (я не говорю сейчас о действенном сочувствии страданию, благодаря которому ты не просто сочувствуешь, но и помогаешь).

Таким образом, состояние литературы в этом отношении отражает более глубокую антропологическую закономерность: описание страдания способно вызывать гораздо более интенсивную реакцию, чем описание счастья.

Литературовед, к.ф.н., создатель блога о литературе Skippy Reads  · 12 авг 2015
Хм. Давайте начнем с того, что, садясь за работу над очередной книгой, писатель хочет не просто рассказать читателю историю. В первую очередь, он стремится исследовать ту или иную проблему - личностного, общественного, глобального характера. Во всяком случае, авторы классических произведений, входящих в школьную программу, руководствовались именно этим принципом. Сюжет... Читать далее
Мелкий чиновник  · 30 авг 2016
Странные у вас в школе были уроки литературы. Даже если брать русскую литературу - Фонвизин резок, но в целом позитивен (как и положено представителю классицизма). Школьный Пушкин по большей части позитивен. Гончаров - тоже. Гоголь, если не брать "Шинель" и некоторые другие произведения. А еще есть рассказы Тургенева, большая часть Лескова, определенная часть поэзии... Читать далее

Гончаров точно не позитивен.

Первый
напишу позже  · 6 окт 2020
Как утверждают нейро биологии, мозг человека, в принципе, больше склонен к негативизму, скорее всего это защитная реакция. Поэтому, людит в плохое верят гораздо охотнее. К тому же, негатив очень сильное яркое чувство. С ним сталкиваются большинство, т.к. для счастья надо постараться, а плохо и само будет. Литература тут, как сейчас говорят, просто в тренде. Кстати, то... Читать далее
Первый
редактор  · 14 авг 2015

Как говорят в «Что? Где? Когда?», не знаешь, что ответить, – отвечай «Пушкин».

Если вы перечитаете книгу стихотворений Пушкина (даже и школьную подборку), то найдете в них гораздо больше счастья, чем страдания.

Из школьного Пушкина легко вспомнить и «Барышню-крестьянку», где сюжет складывается совершенно счастливо.

Простите, но кроме "Барышни-крестьянки" ничего "счастливого" из школьной программы не приходит в голову. В этом и проблема!

Первый
Ученица 11 класса  · 14 авг 2015
Я замечаю во многих сострадание, страдание везде вокруг, начиная с шуток про насилие, заканчивая ужасом на бойнях из-за человеческих "мясных нужд", зачем же нам голову забивать и этим? Единицы моих одногодок могут обсуждать социокультурные проблемы, вечные темы литературы, остальные- только клише из сочинений 20-летней давности. Смысл давать детям это, все равно что... Читать далее
В день, когда в российских школах начнут изучать Ошо, можно будет констатировать смерть российского образования... Читать дальше