Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему мы стали зависимыми от смартфонов?

ПсихологияСмартфоны+2
Рустам Юлбарисов
  · 9,2 K
Профессор факультета социальных наук МВШСЭН  · 15 сент 2017

Многие помнят те времена, когда Nokia выглядела как утюг, а у них был слоган: «Nokia. Сonnecting people». Тогда была шутка: «Nokia. Сonnecting people, disconnecting family». Когда социологи рассуждают о смартфонах, как о части нашей современности, то всегда говорят о разрушении старых связей и формировании новых. Идея того, что смартфоны разрушают привычные нам рутинные социальные связи, довольно сильна в социологии. Если мы посмотрим на недавнюю работу Radical Technologies: The Design of Everyday Life, там как раз воспроизводится стандартный миф о том, что смартфоны уничтожают привычную нам повседневность. Этот миф берется из Хайдеггера, из социологической традиции мышления о повседневности. Хайдеггеровская логика такова: граница между близким и далеким – фундаментальная граница, которая создает наш социальный мир. Смартфон делает близким все то, что пространственно от нас удалено. Смартфон – это механизм, который позволяет вам не находиться там, где вы находитесь. Вы открываете смартфон – и все, вы больше не в этой точке времени, в которой существует ваше физическое тело, а совсем в других локациях. Хайдеггер, конечно, не знал о смартфонах, для него абсолютным злом было телевидение. Что бы он сказал о смартфонах – страшно подумать.

Такого рода развитие технологий – лишение человека основ. В мире, где нет ничего далекого, нет ничего близкого. В мире смартфонов все в равной степени и не далекое, и не близкое. Антиутопия недалекого мира, воплощением которой являются не только смартфоны, но и планшеты, и прочие гаджеты, которые изначально были средствами связи, а потом постепенно стали представлять из себя инструмент разрушения повседневности. Это один способ смотреть на смартфоны, распространенный в социологии. С этой точки зрения, смартфоны стали лишь еще одним витком эволюции в этом процессе разукоренения повседневности, который начался гораздо раньше. Поэтому нам необходимо совершенно другая модель мышления.

Но есть и другая логика, согласно которой смартфон – это не механизм разрушения повседневности, а самостоятельно действующий субъект. Люди, которые занимаются исследованием смартфонов в этой модели, говорят, что человек и окружающая его техника – уже давно два независимо эволюционирующих вида. Техника эволюционирует параллельно с человеком. Потому что ключевым механизмом в этой системе является вовсе не разукоренение, как говорит Хайдеггер, а делегирование. В тот момент, когда обезьяна берет палку, она уже делегирует ей ряд функций и задач. Соответственно, от палки и до смартфона мы постоянно производим операцию передачи некоторого права на действие окружающим нас объектам. Мы бросаем бумеранг туда, куда не можем дотянуться рукой и так далее. Если мы говорим о том, что смартфон – результат долгого эволюционного процесса, то это процесс делегирования, а не разукоренения.

Это значит, что сегодня мы делегировали смартфону огромное количество функций и действий, которые раньше были прерогативой человека. Еще десять лет назад мы помнили гораздо больше телефонов, чем помним сейчас. Сейчас мы помним один – свой, да и тот не всегда. Раньше, выбирая, ехать ли мне по Третьему кольцу или стоять в пробке на Тверской, я принимал решение и нес за него ответственность, а теперь я это решение принимаю с опорой на консультацию навигатора в смартфоне. По сути он выполняет главную функцию, но ответственность почему-то все-равно несу я. Мы делегируем все то, что касается расчетов и памяти. Смартфону делегировано уже очень много, вплоть до того, что, фиксируя ваши ежедневные перемещения, он может сказать, что вы ошиблись адресом и пытаетесь переночевать у любовницы, а не у жены. Уже несколько забавных бракоразводных процессов были связаны с тем, что смартфон слишком много знал.

Такого рода делегирование – абсолютно естественная вещь. В этом нет никакой проблемы, ведь до этого мы точно так же делегировали множество других задач другим девайсам. И тут возникает уже другая проблема, потому что делегирование – категория политической теории, то, что вообще-то означает, что мы уполномочили кого-то действовать от нашего имени, прямо как с депутатами. Поэтому, конечно же, смартфоны и многие другие девайсы – это наши депутаты, ведь они представляют нас и выполняют функцию уполномоченных гораздо лучше, чем реальные депутаты. Я доверяю своему смартфону больше, чем своему депутату, ведь я даже не знаю, кто мой депутат. Я доверяю телефону хранить информацию и в ряде случаев принимать решения. Мы видим, что доверие к технике растет по мере того, как падает доверие к людям и политикам.

Если этот процесс продолжится, через некоторое время все стандартные категории политической философии, такие как парламентаризм, представительство, гражданство, делегирование – окажутся под вопросом. Зачем нужен депутат, если смартфон с этой функцией справляется лучше? Мы выяснили в своих соцопросах, что за робота-судью выступает чуть ли не четверть населения России. Эти люди бы предпочли, чтобы судьей был алгоритм, потому что он берет взятки. Соответственно, этот процесс делегирования и смартфоны являются лишь промежуточным звеном цепью в эволюции. Какие дальше функции будут делегированы – мы пока не знаем, но если правы именно исследователи техники, а не исследователи повседневности, которые плачут о том, что мы потеряли мир близкого и рутинного, то надо задуматься о том, каким будет следующий шаг в этом процессе эволюции человека и технологии.

В исследовании, которое мы провели, есть кластер оптимистов, которые верят, что мессией будет робот, антихристом – человек, а смартфоны и алгоритмы спасут этот мир, если депутаты его не погубят. Есть кластер техно-консерваторов, которым просто некомфортно. Они не отказываются от достижений техники, но им они неприятны. И есть кластер законченных технофобов, к которой отношу себя я. У меня нет приложений на телефоне, отключена функция геолокации, и я буду сопротивляться достижениям технического прогресса настолько, насколько смогу.

Вот про ответственность навигатора в смартфоне очень интересно. Понятно, почему сейчас вся ответственность на... Читать дальше
программист, предприниматель  · 12 сент 2017
По той же причине, по которой мы стали зависимы от книгопечатания, автотранспорта (во всем его многообразии), электричества, телефонной связи и наконец интернета - потому что эти изобретения позволяют упростить нашу жизнь, дают возможности, которые без них были бы если и достижимы (что не всегда), то уж точно на несколько порядков менее доступны. А к хорошему... Читать далее
Хотел сам написать, что говорить про зависимость от смартфона, как говорить про зависимость от холодильника... Читать дальше
IT, музыка, психология. Кино. Философия. Политика. Модные темы, безусловно-вирусология...  · 25 сент 2017
Лучший ответ-универсальный, не так ли?  Дело в том, что смартфон-всего лишь орудие. Это психологическое орудие, включающее нас  в социум в широком смысле-в культуру, состоящую из орудий труда, знаков, слов, символов. Раньше функции смартфона были рассеяны по многочисленным приспособлениям- наручным часам, аналоговым телефонам, картам местности, ежедневникам и т.д.-по... Читать далее
Изучаю туризм и гостиничный бизнес, учу языки, слушаю музыку, читаю книги, откладываю всё...  · 12 сент 2017
Доступность любой нужной информации в любое время и в любом месте; общение с кем пожелаешь, опять же, в любое время и в любом месте; игры, дабы избавиться от скуки; музыка, фильмы, книги - всё в одном небольшом экранчике, который умещается в карман. Вдобавок ко всему вышеперечисленному - очень многие, с целью изолироваться от окружающей компании или просто от мира... Читать далее
Филолог, немножко писатель, увлеченная "сам себе психолог", люблю людей и люблю наблюдать...  · 16 сент 2017
Потому что хотим больше видеть, слышать. Доступ к информации об окружающем мире создает ощущение контроля над происходящим и вероятным, следовательно, успокаивает и придает уверенности. То есть мы реализуем невротическую потребность всё знать, чтобы чувствовать себя сильными. Смартфоны сейчас - наши дополнительные глаза, уши, рты, руки. Иллюзия всеприсутствия, всемогущес... Читать далее

Прям то что я хотел написать! Доступ к информации, а у человка очень развито любопытство.

Психолог, философ (лайт вершн)  · 16 сент 2017
Данный вопрос имеет колоссальное количество сторон. По поводу социальной его стороны красноречивый ответ дал Виктор Вахштайн. От себя могу добавить лишь то, что, на мой взгляд, повсеместное утыкание носами в смартфоны является выражением социально-психиатрического принципа, гласящего, что один и тот же симптом может проявляться по-разному в зависимости от социальной... Читать далее
Маркетолог, индастриал-музыкант, мамкин угнетатель  · 20 сент 2017
Все намного проще, на самом деле. Если взять коллективное бессознательное, то оно всегда будет против научно-технических новинок. То же самое с ГМО, интернетом и видео-играми, компьютером, телевизором (который зловеще облучает), крадущими душу фотоаппаратами, автомобилями и поездами (в 19 веке думали, что еда привезенная на поезде вредит здоровью), чтением (в 18 веке... Читать далее