Отвечу как один из таких людей. В детстве родители, учителя, знакомые пытались научить, но не получилось. Не понимаю по таким часам никак вообще. То же касается и электронных часов, каждый раз как пытка с этими, казалось бы, несложными расчетами. Спасают только 12 часовые часы с AM PM. Взглянул на циферблат и сразу все понятно, ничего отнимать не надо. Жизнь это в принципе не усложняет т.к. под рукой всегда телефон с нужными часами или знакомые, которые знают о моей "особенности" и переводят мне время на понятный формат. Но все равно такое себе, когда это осознаешь. не горжусь этим.
По всей вероятности, большую часть жизни они имели дело, преимущественно, с электронными часами. Впрочем, для современности это уже не является чем-то критичным: на большинстве устройств, способных отображать время, циферблат, к счастью, не используется.
Честно говоря, странно, что тяжело определяется, циферблат такая хорошая метафора, что к нему идет куча привязок по определению не только времени, но и угла на местности, например ("Он от нас на 3 часа!").
И время определять не только быстрее, но и, что особенно ценно - удобно определяется время, прошедшее С и оставшееся ДО определенного момента.
Класса до 4ого не могла определять время по стрелочным часам, хотя дома в гостиной висели единственные часы с адекватным циферблатом (крупные цифры, четкие деления, а не вот эти наручные современные с отсутствием минимальных засечек).
Главная проблема заключалась в моей железной логике: длинная стрелка обозначается длинный промежуток (час), короткая стрелка - короткий (минуты).
На своём примере могу сказать, что я понимаю время по стрелочным часам, но мне на это попросту требуется больше времени, чем остальным. Например, чтобы определить время я умножаю цифру, на которой находится стрелка, на 5, другие же люди просто запоминают расположение цифр. Думаю, у всех по-разному.