А ведь само слово "поучать" практически не дает шансов на позитивное восприятие ситуации "поучАния". Смотрим Толковый словарь Ушакова: 1) Учить чему-нибудь, преподавать какое-нибудь учение (книжн. ритор. устар.). 2) Говорить с кем-нибудь наставительным тоном, с уверенностью в своем превосходстве (разг. ирон.).
А почему люди пытаются поучать ближних своих? Нередко - соглашусь с другими авторами - именно с бессознательной целью самоутверждения, ибо статус того, кто учит, всегда выше статуса того, кого учат. Но что интересно - часто бывает, что поучающий действительно хочет добра тому, кого поучает. И уверен, что не поучает, а учит, не понимая: форма, в которой он это делает, сводит на нет все его усилия (а в каких-то случаях и вредит объекту поучАния - если тот перенесет свое раздражение и на тему разговора).
И отдельно стоит упомянуть ситуации, когда один человек именно учит (не поучает), а другой, в силу каких-то причин, воспринимает все, что слышит, как поучАние. Родители подростков порой сталкиваются с подобным.