Полагаю, проблема в подходе. Например, принцип "ты должен сдать наизусть 10 стихотворений этого автора" напрочь отбивает желание изучать как самого автора, так и всю поэзию в целом. Далее сюда накладываются некоторые произведения, которые слишком сложны и для взрослого-то человека. Взять, скажем, Достоевского, Булгакова или Солженицына. Ну и, разумеется, так называемый "человеческий фактор", когда мнение учителя по умолчанию становится единственно верным и правильным.
Вишенкой на этом торте можно назвать, пожалуй, ЕГЭ по литературе. К сожалению, и мне в свое время пришлось сдавать этот экзамен. Система оценивания слишком строгая, и любой недочет карается здесь соответственно. Либо максимальный балл, либо ничего. А о какой строгости критериев может идти речь, если сам предмет должен предполагать разность мнений и оценок?
А не надо никаких мнений. Как партия скажет, так и будешь думать.
Если говорить за себя, то в школьные годы мне всегда не нравилось, что место действия, того или иного рассказа, находилось в очень далеком прошлом. Я совершенно не понимал и не принимал обычаи и устои того времени. Все эти опричники, вельможи, воеводы и прочие были лишь непонятными и устаревшими словами никак не согласующимися с контекстом моего времени.
Мне кажется, что школьники вообще не любят учиться , в большинстве своём, это из за того, что им кажется" что из заставляют", я тоже не слишком отличался в школе, но читать, как ни странно любил, но не все, а сейчас вот пристрастился к чтению, читаю потихоньку мировую классику, а вообще по сути вопроса предыдущий человек все объяснил, как нельзя лучше, прислушайтесь)