Потому что древние сказки полны символизма, и создавались отнюдь не для мелкого морализаторства из серии "будь трудолюбивым, и всё будет хорошо". Здесь слово "дурак" приобретает скорее тот смысл, каким обладает нулевой аркан карт таро с тем же названием, а это очень неоднозначная карта. Дураком может быть человек, отбросивший разум, и руководствующийся чем-то иным на пути "туда, не знаю куда, чтобы найти то, не знаю что". Вся же сказка зачастую представляла собой описание духовного пути, возможные препятствия, и представляла собой не развлекательную побасенку, но практическое руководство для искателя на пути к внутреннему самосовершенствованию. С течением времени, как водится, все более глубокие смыслы ушли, осталась только немудрёная оболочка, которая годится только для развлечения детей.
А что посоветуете почитать как пример хорошей сказки?
Во всех почти русских сказках главное то, что герой не ищет личной выгоды — если дело касается только его, он предпочитает отлежаться, но когда приспело действовать - кого-то спасать, защищать, кому-то помочь, то он проявляет лучшие человеческие качества. Ну и недюжинный ум, конечно. А награждается именно за бескорыстие, доброту и сострадание. Да и любят его за это.
Замечательный ответ.
А мне кажется это логичное развитие традиций древнегреческого театра, когда появляется «Deus ex machina» (Бог из машины) и разруливает все проблемы в пользу героя).
Можно быть дураком, до поры до времени, но как только наступит момент, встать с печи, засунуть *** обратно в штаны и сделать так, как ни кто не смог.
Ни один герой сказки не получил царевну и полцарства за просто так, все прошли и огонь и воду и трубы, кто жар-птицу ловил, кто на волке к Кощею ездил.
А за просто так можно у разбитого корыта остаться.