История постов и последующих пиршеств уходит корнями в те времена, когда религия отвечала не столько за духовную жизнь человека, сколько социально-аграрную, то бишь регулировала жизненный цикл народа, опираясь на посевы зерновых культур, разведение скота и так далее.
Если вы внимательно посмотрите на расписание постов, то заметите, что все они так или иначе совпадают с периодами, когда от общества требовалась умеренность в потреблении.
Рассмотрим на примере христианских постов.
1. Рождественский - в зимний самый сложный период, когда люди держатся исключительно на запасах, сделанных на зиму. Впереди ещё весенние работы, и чтоб сэкономить продовольствие - назначается пост.
2. Петров пост - короткий летний - вероятно связан с появлением у скота потомства. Дабы люди не забивали на мясо молодняк и птицу, не отбирали у животных молоко, необходимое для вскармливания подрастающего потомства, лучше всего запретить людям есть мясо.
3. Успенский пост - конец лета - мотивирует отложить запасы на зиму.
4. Великий пост - скорее всего вынужденный, обусловленный тем, что за зиму запасы истощились, голод почти неизбежен и лучше его узаконить, чтоб не будоражить общество понапрасну.
Пиршество - награда за пережитые трудности. Пусть народ лучше попирует на радостях несколько дней, чем будет бессистемно потреблять пищу, чем может подорвать аграрный цикл. Праздник - необходимая составляющая в управлении народными массами. Вспоминаем про пресловутые кнут и пряник - пост и пир.
Разного толка просветление и очищение - налёт культа, этакая всевышняя мотивация не больше.
Стоит заметить, что нынче в постах нет никакого смысла.
Ответ рациональный и гораздо более содержательный и верный, чем первый.