Ещё А. Макаренко говорил о том, что воспитание и обучение возможно только при радостных перспективах будущего ребёнка. Когда он видит к чему нужно стремиться, и что это ДОСТИЖИМО!
Для современных детей - нет никакого стимула для получения качественного образования. Поскольку политика и экономика государства не предоставит им ни хороших "работ", ни хороших зарплат. Хорошие рабочие места у нас передаются по наследству, совершенно независимо от личных качеств и даже образования претендента. Социальные лифты не работают. Страты закуклены.
Поэтому НЕТ СМЫСЛА получать образование. Нет никаких радостных перспектив для абсолютного большинства детей, посещающих общеобразовательные школы.
Кроме полнейшего отсутствия мотивации - второй по значимости отрицательный момент - это либерализация образования.
Эффективное образование НЕВОЗМОЖНО в условиях, когда всеми правами наделены учащиеся и их родители, а учителя бесправны. Такая ситуация противоречит естественным процессам восприятия знаний.
У детёнышей млекопитающих, человеческих, в том числе, имеются специальные инстинктивные программы научения-обучения. Я подчёркиваю, что это программы инстинктивные, то есть подсознательные, не ощущаемые на сознательном уровне. Так вот эти программы - запрещают детёнышу перенимать опыт неудачников. Опыт неудачника и тебя приведёт к неудаче.
То есть на инстинктивном уровне - внимание, память, аналитическое мышление и др. - срабатывают эффективно, если только информация поступает от УСПЕШНОГО ЧЛЕНА СООБЩЕСТВА.
И пока условная Марья Ивановна, не будет иметь реальной власти над учащимися, не будет иметь возможности влиять на судьбы учащихся, не завися при этом от различных "показателей" типа успеваемости учащихся... То есть не станет непререкаемым альфа-лидером в классе - никакие педагогические и когнитивные таланты М.И. - не обеспечат усвоения учащимися материала. Игровая ситуация хороша для учащихся начальной школы. В более старшем возрасте важна иная ситуация. Связанная с некоторой долей насилия и стрессовой ситуацией. Чему сейчас активно противостоит ПАРАДИГМА системы образования.
Учитель должен буквально излучать успешность и высокоранговость. Поэтому одних строгих иерархических условий в классе мало. Важно, чтобы учитель действительно имел высокий статус в обществе. Что невозможно, при низких зарплатах, и нагружении учителя посторонними, не относящимися к процессу образования "нагрузками". Никакой воспитательной работы с отчётами... Классным руководством и внеклассными мероприятиями предметники заниматься не должны. Для этого нужны специальные отдельные педагоги. И, конечно, важно сократить не только бумагооборот, но и 9/10 методической службы. Которая работает "на себя" - "креативя" без всякой нужды - в ущерб работе учителей.
Унизим как можно ниже учителей. Будем обсуждать во что они одеты, вообще оденем их в форму, чтобы приравнять к обслуживающему персоналу. Заставим круглосуточно "пастись" в родительском чате, подменять биллютени на выборах. Объясняться с неадекватными родителями, которые не могут правильно воспитывать своих детей... И всё! Никакого образования не будет. Вообще!
Учитель не должен быть рабом администрации, не должен постоянно собирать всякие "портфолио" и подтверждать квалификацию. Он должен РАБОТАТЬ! И много отдыхать! Только тогда он сможет работать качественно.
Нашему государству не нужны умные и образованные люди. Мы постепенно скатываемся в клерикально-кэптивный феодализм... Когда для обслуживания замков феодалов - нужна только низкоквалифицированная рабочая сила и торгаши...
Поэтому для своей безопасности власти разрушают эффективную систему образования.
Поэтому ожидать, что образование в нашей стране будет хоть как-то улучшаться - не стоит. И мотивация к получению образования у детей - не появится. Одного детского любопытства для этого недостаточно. Нужно другое государство. Социально ориентированное, нуждающееся в эффективном, наукоёмком производстве, и специалистах, способных там работать.
Для образованного "плебса" - нет места в экономике страны. Поэтому нет смысла и в хорошем образовании.
Поэтому школы превращаются в место "передержки" молодняка, в процессе которого детей просто отучают думать, анализировать... Поэтому в школах, вместо стремления к получению знаний - возникает буллинг, происходят теракты. И эта тенденция будет нарастать. Не спасут ни высокие заборы, ни охранники на каждом этаже школы.
Как может мотивировать родитель ребёнка к обучению - если от этого образования - практически ничего не зависит в будущем ребёнка? В обществе, где страты уже замкнулись... И должности и хорошие рабочие места распределяются по родственному признаку или знакомству?
мало хороших специалистов физиков, химиков, биологов - таксует или работает в торговле? Откуда возьмутся рабочие места для людей с высшим образованием? Вы знаете сколько в России "рабочих мест" для физиков космологов? Ни одного... Зачем учить астрономии и физике? Нет наукоёмких производств в стране - не нужны и специалисты. Поэтому никаких оснований к ожиданию хоть каких-нибудь улучшений в системе образования - не предвидится.